Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Строительная компания «Новый Век» (Саратовская обл.), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении устного соглашения, заключение и участие в котором привели к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозсубъектов на товарный рынок жилищного строительства.
ФАС установлено, что земельный участок имел следующий вид разрешенного использования — сооружения и устройства сетей инженерно-техобеспечения, кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 83 432,6 руб. Гафуровой Л.И. 08.08.2014 подано в Администрацию заявление о предоставлении земельного участка для сооружения и устройства сетей инженерно-техобеспечения в аренду сроком на 10 лет. Информация о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка была размещена в выпуске газеты «Наше слово». Администрацией предоставлен Гафуровой Л.И. в аренду сроком на 10 лет земельный участок; был заключен договор аренды земельного участка.
Гафурова Л.И. заключила с ООО «Строительная компания «Новый век» (далее — ООО «СК «Новый век») договор замены стороны в обязательстве от 23.12.2014, согласно которому ООО «СК «Новый век» приняло на себя права и обязанности Гафуровой Л.И. по договору аренды земельного участка. За передачу прав и обязанностей по договору аренды ООО «СК «Новый век» уплатило Гафуровой Л.И. 10 000 руб. Доказательства использования Гафуровой Л.И. земельного участка с момента заключения договора аренды земельного участка в соответствии с его разрешенным видом не представлены. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Администрации, Гафурова Л.И. на публичных слушаниях являлась представителем ООО «СК Новый век» по доверенности. Гафурова Л.И. с 16.03.2011 работает в ООО «СК «Новый век».
Как признали суды, на момент предоставления Гафуровой Л.И. земельного участка, Гафурова Л.И. являлась представителем ООО «СК Новый век» и действовала в интересах указанной компании. В этой связи предоставление Гафуровой Л.И. указанного земельного участка имело конкретную цель — впоследствии в обход конкурсных процедур передать его ООО «СК Новый век». Комитет заключил с ООО «СК «Новый век» дополнительное соглашение от 11.03.2015 к договору аренды земельного участка, согласно которому преамбула договора аренды земельного участка изложена в новой редакции — вместо Гафуровой Л.И. арендатором стало ООО «СК «Новый век». ООО «СК Новый век» 12.03.2015 подало в адрес ФБУ «Кадастровая палата» по Саратовской области заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения» на «многоквартирные дома многоэтажные».
В адрес комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области направлено заявление ООО «СК Новый век» 23.03.2015 о внесении изменений в договор аренды. Комитет заключил с ООО «СК «Новый век» дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, согласно которому пункт 1.4 раздела 1 договора «Предмет договора» стал изложен в новой редакции: «Земельный участок предоставляется для использования «многоквартирные дома многоэтажные». Таким образом, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области располагала информацией о намерении ООО «СК Новый век» изменить вид разрешенного использования земельного участка. Кроме того, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области фактически дала свое согласие на данное изменение.
Суд сделал вывод о том, что предоставление возможности осуществления жилищного строительства на земельном участке, находящемся в гос- или муниципальной собственности, хозяйствующему субъекту в нарушение установленной федеральным земельным законодательством процедуры (без проведения торгов) создает необоснованные и незаконные преимущества и дискриминационные условия, при которых ООО «СК Новый век» было поставлено в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления жилищного строительства на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, нежели другие хозяйствующие субъекты. (Дело № А57-6680/2019)