15873174_1871817606370591_2785428531317275409_n

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила ЗАО «Ставропольский бройлер» в установлении монопольно высокой цены на производимую продукцию путем «повышения ранее установленной цены товара в условии отсутствия объективных экономических предпосылок для подобного поведения». По мнению регулятора, это является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ). ООО «Птицекомбинат» и ЗАО «Ставропольский бройлер» были оштрафованы ФАС на 650 тыс. руб. каждый за «несоразмерное повышение цен» на мясо птицы.
ФАС провела анализ рынка оптовой реализации мяса птицы, в результате которого было установлено доминирующее положение группы лиц в составе ЗАО «Ставропольский бройлер» и ООО «Птицекомбинат». Сравнительный анализ цен мяса птицы других поставщиков показал, что 15.08.2014 закупочная оптовая цена на филе ОАО АФ «Приазовское» составляла 185 руб./кг, на филе ООО «Приосколье-Юг» — 195 руб./кг. Это меньше на 32% и 25% соответственно, чем у ЗАО «Ставропольский бройлер» (244 руб./кг). ФАС потребовала произвести перерасчет цены на производимую продукцию с учетом фактических затрат, но не приняла во внимание факторы, не связанных непосредственно с основными этапами технологического цикла производства мяса.
В отношении ООО «Птицекомбинат» ФАС установила, что, начиная с июня 2014 г. наблюдался существенный рост цен на продукцию всех наименований: на 117-184%. При этом, наибольшее повышение цен наблюдалось на виды продукции, пользующейся… повышенным спросом. Странно было ожидать иного, но видимо, чиновники ФАС не в курсе азов экономики, таких как как повышение цен вслед за ростом спроса. ООО «Птицекомбинат» было привлечено к ответственности, т. к. расходы на производство и реализацию куриного мяса не изменились.
Примечательно, что при этом ФАС применила такой продвинутый инструментарий, как «тест гипотетического монополиста», которым служба пользуется не так часто. В его рамках был проведен опрос потребителей продукции; в результате которого выяснялось их мнение о составе группы взаимозаменяемых товаров. Данный тест показал, что мясо птицы не может быть заменено на другое т.к. другие виды мяса стоят дороже. При этом, ФАС ограничился вопросом: «Сможете ли Вы заменить мясо птицы на другое мясо». Хотя для выявления рыночной силы обвиняемых в установлении монопольно высоких цен птицекомбинатов целесообразно было бы спросить мясо птицы какой компании предпочитают потребители, смогут ли они заменить мясо птицы одной компании на продукцию другой, или смогут ли переключиться на продукцию других птицекомбинатов при повышении цен обвиняемыми компаниями. Верховный суд принял сторону ФАС. (Дело № А63-886/2015)

Также со слов руководителя Ставропольского УФАС стало известно, что сотрудники ФАС по сути сами себе подготовили жалобу через Правительство Ставропольского края на подорожание в регионе мяса курицы в 2014 году, которую впоследствии рассмотрели и назначили штрафы местным птицефабрикам. При этом ранее сообщалось, что проверка подорожания мяса курицы проводилась по поступившим жалобам от населения. Данное вмешательство якобы было необходимо для предъявления суду доказательств негативного влияния роста цен. В итоге птицефабрики так и не смогли доказать свою невиновность. Это дело является примером попытки ввести госрегулирование цен на товар, который не подлежит госрегулированию. По сути, птицефабрики наказываются за рыночное поведение — реакцию на рост спроса. Если аграриям запретить это, вряд ли они увеличат производство (что повлечет з собой снижение цен — по факту это уже происходит в последнее время) и надеждам на импортозамещение не суждено будет сбыться.