Арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ОАО Российские железные дороги, в лице Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов -филиала РЖД (г. Ярославль), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в необоснованном взимании платы за въезд автомобильного транспорта на перрон (платформу) железнодорожной станции г. Печора.
ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии в сфере услуг в транспортных терминалах и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг в транспортном терминале – железнодорожной станции города Печора. Если станция Печора для прибывших вагонов грузоотправителей в составе АО «ФПК» будет транзитной, подача и уборка таких вагонов на пути № 10, 12 станции Печора осуществляться не будет, время стоянки пассажирских поездов, в составе которых следуют багажные вагоны хозяйствующих субъектов, составляет 15-30 минут. Груз из транзитных вагонов возможно получить только на перроне железнодорожного вокзала. При этом ОАО «РЖД» указало, что багажные вагоны, которые могут выгружаться на перроне вокзала Печора, следуют в составе всех пассажирских и почтово-багажных поездов, следующих через станцию Печора. Кроме того, ФАС установила, что до 16.03.2016 въезд на перрон железнодорожного вокзала города Печора для всех хозяйствующих субъектов – грузополучателей был платным. С 16.03.2016 на перрон железнодорожного вокзала Печора для получения прибывшего груза могут заезжать только транспортные средства хозяйствующих субъектов, у которых имеются договоры на использование инфраструктуры железнодорожного вокзала. При отсутствии такого договора заезд автотранспорта на перрон железнодорожного вокзала Печора невозможен, в случае заключения названного договора въезд автотранспорта грузополучателей на перрон – бесплатный.
ОАО «РЖД» и ООО «ЛОКОТЭК» заключили договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, по условиям которого владелец инфраструктуры предоставляет заказчику пассажирскую платформу и перрон железнодорожного вокзала Печора для выгрузки грузобагажа из собственных (арендованных) вагонов (пункт 1.2). ФАС пришла к выводу о том, что въезд на перрон железнодорожного вокзала города Печора автомобильного транспорта при получении груза фактически оплачивают грузополучатели.
Таким образом, при въезде на перрон (платформу) железнодорожного вокзала города Печора автомобильного транспорта грузополучателей с целью получения груза, прибывшего в поездах АО «ФПК», у которого заключен с ОАО «РЖД» договор использования инфраструктуры, в том числе перронов железнодорожных вокзалов, ОАО «РЖД» взимает плату за въезд на перрон вокзала. Суды установили, что для грузополучателей (грузоотправителей) на станции города Печора организована возможность получения (отправления) грузобагажа без оплаты въезда автотранспорта на перрон железнодорожного вокзала путем подъезда автомобильной техники к путям № 10 и 12 станции Печора, доступ к которым является бесплатным. Так, по условиям договора на оказание услуг при организации работ по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования, заключенного ОАО «РЖД» и ООО «ЛОКОТЭК», подача, расстановка и уборка вагонов на станции Печора производится локомотивом ОАО «РЖД» на путь № 10. Между тем, собственные (арендованные) багажные (почтово-багажные) вагоны в составе АО «ФПК» будут направлены для выгрузки (погрузки) на пути № 10, 12 станции Печора только в случае заключения с заявителем договора на оказание услуг при организации работ по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования. Если станция Печора для прибывших собственных (арендованных) багажных (почтовобагажных) вагонов грузоотправителей (грузоперевозчиков) в составе АО «ФПК» будет транзитной, указанные вагоны не будут отправлены на пути № 10 и 12 (время стоянки поездов составляет 15-30 минут), выгрузка (погрузка) грузобагажа осуществляется на пассажирские платформы и перроны железнодорожного вокзала. При этом багажные вагоны, которые могут выгружаться на перроне вокзала Печора, следуют в составе всех пассажирских и почтово-багажных поездов, следующих через станцию Печора.
Суды признали обоснованным вывод ФАС о том, что грузополучатели, чей грузобагаж следует в транзитных вагонах, не имеют возможности получить грузобагаж на путях № 10 и 12 станции Печора, куда въезд автотранспорта может осуществляться бесплатно. Соответственно, въезд на перрон (платформу) железнодорожного вокзала города Печора для заинтересованных лиц (грузополучателей, грузоотправителей) в таком случае является вынужденным и платным. (Дело № А29-2177/2017)