Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Министерства труда и социального развития Ростовской области, подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Это дело является следствием созданной руководством ФАС порочной системы госзакупок в нашей стране, в которой на госзаказчика возложены невыполнимые требования по созданию конкурсной и аукционной документации, а попытки обратиться за помощью и проведение рабочих совещаний трактуются как сговор.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Министерства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 №135-ФЗ, что выразилось в координации организаторами торгов, заказчиками деятельности их участников, а также заключении соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, с целью ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для одного из участников.
В целях реализации программы «Доступная среда» ГБУ социального обслуживания населения Ростовской области «Таганрогский дом-интернат для престарелых и инвалидов №2» были размещены документация об аукционе и извещение о проведении аукциона по определению победителя на право заключить контракт на выполнение работ по реализации мероприятий госпрограммы Ростовской области «Доступная среда» (подпрограмма 1. Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения), в т.ч. по объекту: «Капремонт Таганрогского дома-интерната для престарелых и инвалидов № 2», с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) 15 333 300 руб.
В адрес ФАС поступило поручение из следственного управления ГСУ СК России о проведении проверки проведения аукциона.
Обязанности по организации работ и контролю за реализацией госпрограммы «Доступная среда» в министерстве в 2015 году были возложены на начальника отдела по делам инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и взаимодействия с общественными организациями министерства. В рамках мероприятий по реализации указанный начальник отдела проводил рабочие совещания с представителями заказчика, ООО «Константа-К», ООО «Диволан». На данных совещаниях между министерством, интернатом, ООО «Константа-К» и ООО «Диволан». По мнению ФАС, на них заключено соглашение о совершении действий, направленных на ограничение конкуренции, в т.ч. координация организаторами торгов, заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и заказчиками с участниками этих торгов, с целью ограничения конкуренции и создания преимущественных условий для ООО «Диволан».
Министерство в период с марта по май 2015 года поручило интернату обратиться в ООО «Константа К» для разработки аукционной документации и помощи в проведении аукциона. ООО «Константа К» оказывала «помощь» интернату без заключения соответствующего договора на оказание услуг, безвозмездно. При этом интернат предоставил ООО «Константа К» необходимые для проведения аукциона материалы и оборудование, в том числе электронно-цифровую подпись. В целях реализации соглашения ООО «Константа К» разработало документацию об аукционе с усложненным Техническим заданием. Заказчик 27.07.2015 ее утвердил, предоставил ООО «Константа К» доступ от своего имени к электронной торговой площадке, свою ЭЦП. ООО «Константа К» разместила документацию в графическом формате, исключающем возможность копирования и поиска информации, что усложнило иным участникам рынка подготовку заявок на участие в аукционе; привлекла к участию в аукционе для создания видимости конкуренции ООО «Промышленная группа Энергия», составила заявки для ООО «Диволан» и ООО «Промышленная группа Энергия». ФАС установила, что заявки ООО «Диволан» и ООО «Промышленная Группа Энергия» соответственно были приняты. Победителем аукциона признана ООО «Диволан».
22.09.2015 между заказчиком и ООО «Диволан» заключен контракт. Соглашение было реализовано. Результатом указанного соглашения явилось заключение контракта между заказчиком и ООО «Диволан» по результатам названного аукциона. Согласно выводам суда, факт достижения антиконкурентного соглашения между министерством, интернатом, ООО «Диволан», ООО «Константа К», ООО «Промышленная Группа Энергия» ФАС установлен и доказан. (Дело № А53-35384/2018)