2015-08-11_104536Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала ОАО «Донавтовокзал» нарушившим п. 8 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ в части создания для нескольких хозсубъектов (перевозчиков) таких условий, при которых затраты за пользование имуществом и услугами значительно ниже, чем у других перевозчиков. При этом штрафные санкции и обязанности перевозчиков, предусмотренные договорами на предоставление прав пользования линейными сооружениями, несопоставимы с штрафными санкциями и обязанностями перевозчиков, предусмотренными договорами на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях. ФАС в результате наложила на автовокзал штраф в размере 2,9 млн. руб.
ФАС установила, что между автовокзалом и ООО «Югавтотранс», ИП Ткачук А.Б., ИП Миронов А.Н., ООО ПКФ «ИБС-Экспресс», ООО «Геленджиктрансавто», ООО «Геленджиктранстур», ООО «РостовДонАвто», ИП Сучков Р.Л., ИП Шенгелая А.А., ООО «Таганрог-Авто» заключены договоры на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров.
Перечень услуг хозсубъектам, с которыми заключены договоры, в которых качестве предмета определено, что «общество обязуется предоставить перевозчику, осуществляющему пассажирские перевозки, право пользования линейными сооружениями общества, оказывать информационные и иные услуги, сопутствующие перевозке. Перевозчик обязуется своевременно оплачивать предоставленные ему услуги», при этом указанные хозсубъекты в договорах определены как перевозчики. Сопоставив указанные договоры, ФАС установила, что рынок «аренды линейных сооружений» не является самостоятельным рынком, со своими продуктовыми и географическими границами, а полностью соответствует продуктовым и географическим границам рынка «оказания услуг перевозчикам при организации и перевозке пассажиров, багажа, ручной клади».
Таким образом, договоры «аренды линейных сооружений» являются реформацией договоров «оказания услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади», но на значительно более выгодных для части перевозчиков условиях. При определении продуктовых границ рынка ФАС был проведен тест гипотетического монополиста, в ходе которого большинство опрошенных перевозчиков пояснили, что услуги при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади заменить иной услугой, схожей по своим потребительским характеристикам и свойствам, не представляется возможным, даже в случае долговременного повышения ее стоимости на 5-10%.
При этом ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение условий большинства из указанных договоров предусматривает для перевозчиков взимание неустойки в пользу общества в диапазоне от 50 руб. до 5000 руб., в зависимости от характера совершенных действий, а для общества ответственность предусмотрена в виде уплаты неустойки в диапазоне от 100 руб. за срыв или задержку рейса до размера суммы, определяемой в соответствии со ст. 395 ГК РФ — за несвоевременные расчеты. В договорах ИП Шенгелая А.А., ООО «Таганрог-Авто» неустойки установлены в МРОТ, но сопоставимы с остальными указанными договорами.
В 2013г. договорами, заключенными между обществом и третьими лицами, предусматривалось взимание платы за предоставляемые обществом услуги:
— для ИП Сучкова Р.Л., ООО «Геленджиктранстур», ООО ПКФ «ИБС-Экспресс», ООО «Югавтотранс», ИП Ткачук А.Б. и ИП Миронов А.Н. по договору предусмотрена плата в размере 20% от номинальной стоимости билетов, за вычетом страхового сбора и 50% от стоимости провоза багажа и ручной клади;
— для ООО «РостовДонАвто», ООО «Геленджиктрансавто», ИП Шенгелая А.А. и ООО «Таганрог-Авто» по договору предусмотрена плата в размере 15% от номинальной, стоимости билетов, за вычетом страхового сбора и 50% от стоимости провоза багажа и ручной клади;
Управлением также установлено, что между обществом и такими хозяйствующими субъектами как ООО «Алан-Транс», ИП Борунов М.Л., ИП Клименков В.А., ООО «Нейс-Трансфер», ООО «Миминотранс», ООО «Транс Сервис Ростов», ИП Пилтоян Э.Ш., ООО «Транс Сервис Юг» заключены договоры, на предоставление в пользование линейных сооружений общества. Договорами на предоставление прав пользования линейными сооружениями общества предусмотрено взимание платы за предоставляемые права и оказываемые услуги обществом:
— ООО «Алан-Транс», ИП Борунов М.Л., ИП Клименков В.А., ООО «Нейс-Трансфер», ООО «Миминотранс», ООО «Транс Сервис Ростов», ИП Пилтоян Э.Ш., ООО «Транс Сервис Юг» сумма оплаты по договору от 1 500 до 6 000 руб. за один, календарный месяц, от 18 до 72 тыс. руб в год соответственно. В связи с этим Арбитражный Суд Северо-Кавказского округа отказал в отмене решения ФАС, но снизил размер штрафа до 2,3 млн. руб. в связи с содействием в расследовании. (Дела № А53-24194/2014 и № А53-29692/2014)

Отметим, что дифференцированная политика по отношению к разным клиентам в развитых странах все реже считается антимонопольным нарушением, даже если она проводится крупными компаниями с миллиардными оборотами, а не автовокзалами.