Источник изображения

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Приморский торговый порт» (Ленинградская обл.). Тринадцатый арбитражный апелляционный суд прекратил производство по апелляционной жалобе.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против порта по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, что выразилось в принятии и утверждении Руководства по обработке судов, противоречащего нормам действующего законодательства в области морского судоходства.
В ФАС поступило заявление АО «Роснефтефлот» о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «ПТП», выразившихся в принятии и утверждении Руководства по обработке судов на морском терминале, эксплуатируемом ООО «ПТП» № Р-07-ТПТ-005-18 от 31.05.2018 (далее – Руководство 2018), противоречащего нормам действующего законодательства в области морского судоходства.
ООО «ПТП», являясь владельцем и единственным оператором морского терминала порта Приморск, осуществляет операции с грузами (перевалку нефти и нефтепродуктов, а также обслуживание морских судов). По данным ФАС, порт занимает доминирующее положение на указанном рынке услуг в географических границах порта Приморск. Грузоперевозчики (судовладельцы, морские агенты, фрахтователи) приобретают в порту Приморск буксирные услуги для швартовки морского транспорта к терминалу ООО «ПТП». Предоставленные АО «Роснефтефлот» сведения о выручке, полученной от оказания услуг в морском порту Приморск и в непосредственной близости от него в 2018 году подтверждают, что в 2018 АО «Роснефтефлот» на территории морского порта Приморск не оказана ни одна буксирная услуга, услуга по буксирному сопровождению (обеспечению) швартовых операций. На момент рассмотрения дела в ФАС, в акватории морского порта Приморск осуществляют свою деятельность по оказанию услуг по буксировке две организации ООО «СоюзФлот Порт» и ООО «Транснефть-Сервис», входящие с ООО «ПТП» в одну группу лиц.
Порт 31.05.2018 утвердил Руководство по обработке судов, обязательность применения которого установлена для всех организаций, обеспечивающих обработку судов у причалов, эксплуатируемых ООО «ПТП». Руководство, по мнению ФАС, содержит значительное количество дополнительных и не предусмотренных отраслевым законодательством правил для хозсубъектов, имеющих лицензии на осуществление буксировки морских транспортных средств, а также необоснованные ограничения в отношении используемых при буксировке судов, в т.ч. завышенные требования к оборудованию и членам экипажей буксиров.
Согласно Руководству, на территории порта Приморск ООО «ПТП» осуществляет буксирное обеспечение швартовных операций заходящих судов в соответствии с заключенным договором только при соблюдении требований Руководства с правом привлечения ООО «ПТП» третьих лиц, непосредственно осуществляющих буксирное обеспечение швартовных операций. Пунктом 6.8.2 Руководства установлены требования к буксирным тросам, в частности, указание на то, что тросы не должны иметь сростков и сочленений. Вместе с тем Правила классификации и постройки судов НД-2-020101-087, утвержденные Российским морским регистром судоходства 30.09.2015, не содержат соответствующих требований к буксирным тросам и швартовным канатам. Пункт 6.8.6 предусматривает право ООО «ПТП» запрашивать у владельцев буксиров документы, подтверждающие соответствие судов требованиям классификационных обществ и регламентов. ООО «ПТП», не обладая статусом уполномоченного органа власти, не наделено правом на осуществление контрольно-надзорных мероприятий, в т.ч. на проведение проверки соответствия иных хозсубъектов требованиям законодательства, равно как и правом на ограничение их деятельности.
По мнению ФАС, ООО «ПТП», установив в Руководстве по обработке судов дополнительные правила, не предусмотренные отраслевым законодательством, и настаивая на их соблюдении третьими лицами, тем самым незаконно возложило на себя полномочия капитана порта, поставило доступ к своей инфраструктуре в зависимость от своего усмотрения и создало ситуацию, при которой судовладельцы, морские агенты и фрахтователи лишены права свободного выбора компании, предоставляющей услуги по буксировке морских судов. Кроме того, ООО «ПТП» включены пункты 2.1, 3.1.2, 15.8 в договоры с морскими агентами, согласно которым ООО «ПТП», включая буксировку швартовых операций, самостоятельно определяет состав привлекаемых им для буксировки лиц, дополнительно закрепляя при этом обязательность положений Руководства. Тот факт, что агенты, подписывая договор с ООО «ПТП», принимают на себя обязательства по соблюдению Руководства, привели к устранению конкуренции по мнению ФАС, тем самым ООО «ПТП» создало препятствия технологического и организационного характера, ограничивающие доступ сторонним компаниям на рынок услуг по буксировке морских судов. Результатом этого стало устранение с рынка конкурента — АО «Роснефтефлот». Факт устранения АО «Роснефтефлот» с рынка услуг по буксировке морских судов в порту Приморск в результате действий ООО «ПТП», по мнению суда, доказан ФАС. (Дело № А56-96610/2019)