Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации Нижнеломовского района Пензенской области, подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения части 4 статьи 16 №135-ФЗ, что выразилось в заключении и реализации соглашения, целью которого являлось осуществление строительства школы с последующим выкупом данного объекта за счет бюджетных средств в «обход» конкурентных процедур.
Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2015 № 2145-р утверждена программа «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 гг. (далее – Программа). Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выделения Минобрнауки РФ дополнительных бюджетных ассигнований начиная с 2016 года. Согласно Программе, доп. ассигнования должны быть использованы на софинансирование мероприятий региональных программ. Постановлением Правительства Пензенской области утверждена программа «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в 2016 году и на период до 2025 года». Одним из мероприятий данной программы явилось строительство здания школы в селе Верхний Ломов на 150 мест. Распоряжением Правительства РФ бюджету Пензенской области предусмотрены средства федерального бюджета в размере 102 155 400 руб.
Суд отметил, что здание школы в селе Верхний Ломов подлежало отображению в документах территориального планирования. Вместе с тем, 28.10.2016 администрация Верхнеломовского сельсовета разместила извещение о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование – дошкольные учреждения, школы, объекты дополнительного образования, площадью 5204 кв.м; по продаже права аренды земельного участка, разрешенное использование – спортзалы, бассейны, физкультурно-оздоровительные комплексы, площадью 6212 кв.м.
По лотам была подана единственная заявка от ИП Погосяна А.Г., в связи с чем аукцион был признан не состоявшимся и 06.12.2016 администрацией Вернеломовского сельсовета с ИП Погосяном были заключены договоры аренды на указанные выше земельные участки сроком на 5 лет и подписаны акты приема-передачи земельных участков. Суд учел, что в нарушение статей 39.11, 39.16 Земельного кодекса РФ администрация Верхнеломовского сельсовета выставила на аукцион и передала в аренду предпринимателю, не уполномоченному на строительство объектов, земельные участки, предназначенные для размещения объектов местного значения.
12.01.2017 администрация Нижнего Ломова направила в адрес Министерства образования Пензенской области информацию о приобретении здания школы путем выкупа со сроками ввода в эксплуатацию в декабре 2017 г. 12.01.2017 Министерства образования строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Пензенской области, администрация Нижнего Ломова и ИП Погосян заключили соглашение о намерениях на основе государственно-частного партнерства. Предметом данного соглашения явилось намерение сторон объединить усилия для решения задач, обеспечивающих мобилизацию ресурсов, направленных на реализацию предполагаемого инвестпроекта – строительство школы на 150 мест в с. Верхний Ломов».
Судом установлено, что, здание школы предполагалось приобретать в результате выкупа у конкретного лица, в то время как Программой предусматривалось строительство школы. Изменения в Программу, предусматривающие такой способ приобретения, как выкуп здания, были внесены только 26.05.2017. Решение о выкупе принималось администрацией Нижнего Ломова в то время, когда объект еще полностью отсутствовал, не был введен в эксплуатацию, не была произведена его оценка. Разрешение на строительство школы на 150 мест было выдано ООО «Север» только 31.05.2017.
Суд принял во внимание то обстоятельство, что законодательство не позволяет осуществить закупку недвижимого имущества, которое будет создано в будущем. Суд пришел к выводу о том, что уже на стадии заключения Соглашения о намерениях, администрация и ИП Погосян допустили нарушение п. 4 ст. 16 Закона №135-ФЗ, так как фактически предоставили ИП Погосян право на строительство школы с последующим обязательством выкупа построенного объекта за счет средств бюджета. Соглашаясь с выводом ФАС, суд указал, что целью всех мероприятий было исключение из конкурентной борьбы.
10.04.2017 администрацией Нижнего Ломова было размещено извещение о проведении 12.05.2017 торгов по продаже права аренды земельного участка площадью 15970 кв.м. На аукцион была подана единственная заявка от ООО «Север», в связи с чем аукцион признан несостоявшимся. 22.05.2017 между администрацией Нижнего Ломова и ООО «Север» был заключен договора аренды земельного участка. 22.05.2017 главе администрации Нижнего Ломова поступило заявление от директора ООО «Север» Погосяна Г.А. с просьбой принять документы для подготовки, утверждения и выдачи градостроительного плана земельного участка 4, предоставленного под строительство школы. 22.05.2017 главой администрации Нижнего Ломова было вынесено постановление «Об утверждении градостроительного плана». 31.05.2017 ООО «Север» было выдано разрешение на строительство школы на 150 мест в селе Верхний Ломов на земельном участке, предоставленном в аренду по договору от 22.05.2017. Как указал суд, директором ООО «Север» значится Погосян Т.А., который приходится сыном ИП Погосян А.Г., с которым ранее было заключено Соглашение о намерениях по строительству школы.
Кроме того, суд принял во внимание то обстоятельство, что у ИП Погосян А.Г. отсутствует свидетельство СРО о допуске к определенному виду работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства, которые оказывают влияние на безопасность. ООО «Север» имеет такое свидетельство, однако, указанное свидетельство предусматривает разрешенную стоимость работ по одному договору не более 60 млн. руб. Таким образом, в случае проведения надлежащего аукциона на строительство школы в порядке, предусмотренном № 44-ФЗ, ни ИП Погосян А.Г., ни ООО «Север» не были бы допущены к участию в аукционе. (Дело № А49-6749/2018)