Источник изображения

Арбитражный суд Иркутской области оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД РФ (г. Иркутск).
Началось с того, что ФАС возбудила дело против предприятия по признакам нарушения части 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения путем заключения лицензионного договора.
Между ФГУП (лицензиар) и ООО «Консультационно-правовой центр по вопросам миграционного законодательства» (лицензиат) 23.03.2015 был заключен лицензионный договор о предоставлении права использования программы для ЭВМ «Оптикард». Указанная программа предназначена для автоматизации функционала по подготовке регламентированного пакета документов, необходимого для получения госуслуг, и оформления документов для получения иностранными гражданами патента. Оказывать указанные госуслуги уполномочено ФГУП «ПВС» МВД России (филиал по Иркутской области). ФАС также установила, что отдел ФГУП не использует программное обеспечение. Стационарные рабочие места сотрудников Центра расположены по местонахождению филиала ФГУП. Работники, которые непосредственно принимают иностранных граждан и работают с ЭВМ «Оптикард» официально трудоустроены в ФГУП. Внесенные сотрудниками в Программу данные об иностранных гражданах далее транспортируются в единый сервер Паспортно-визового сервиса России, где подлежат дальнейшей обработке и передаче данных в ФМС России».
Кроме того, тарифы филиала утверждены генеральным директором ФГУП «ПВС». Все действия, связанные с оформлением патентов в денежном выражении тарифом не регламентированы, т.е. самостоятельно работники филиала по Иркутской области не могут принять от иностранного гражданина документы на оформление патента и взимать с него плату за это. Фактически с каждым иностранным гражданином, который обратился в филиал по Иркутской области ФГУП «ПВС», заключается договор от имени Центра.
Консультационно-правовой центр принимает иностранных граждан, желающих подать заявление о предоставлении государственной услуги по выдаче патента, вносит установочные данные иностранного гражданина в ЭВМ «Оптикард». Названная программа самостоятельно с учетом введенных данных гражданина формирует заявление об испрашиваемой гражданином услуге. Далее иностранный гражданин проходит дактоучет, осуществляемый сотрудником Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области. По договору возмездного оказания услуг плата взимается за заполнение заявления в программе ЭВМ «Оптикард», копирование имеющихся у гражданина документов, сопровождение пакета документов в Управление по вопросам миграции ГУ МВД. По желанию иностранного гражданина Центр осуществляется его фотографирование, стоимость которого входит в стоимость копирования документов. Иностранному гражданину выдается приходный кассовый ордер в подтверждение переданных им денег в счет оплаты услуг по договору. Стоимость услуг составляет 2 000 руб. Такие договоры подписывались лицом, одновременно трудоустроенным в филиале на 0,25 ставки в качестве инспектора и в Центр.
Таким образом, суд отмечает, что фактически филиал по Иркутской области ФГУП «ПВС» лишен возможности самостоятельно принимать от иностранных граждан заявления и документы, необходимые для выдачи или переоформления патента и взимать за оказанные услуги плату ввиду отсутствия утверждённых тарифов на данные услуги. Между тем, Центр не относится к подведомственным госоргану или органу МСУ организациям, следовательно, не имеет права участвовать в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги. Таким образом, указанные выше объяснения свидетельствуют, что фактически функции ФГУП «ПВС» в данном случае выполняет Центр.
ФАС пришла к выводу о том, что в результате передачи программного обеспечения по лицензионному договору Центр было допущено к участию в осуществлении полномочий по предоставлению госуслуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов. Согласно позиции суда, в момент заключения лицензионного договора от 23.03.2015г., дополнительного соглашения от 11.03.2016 тарифы для осуществления филиалом ФГУП «ПВС» действий, связанных с оформлением патентов в денежном выражении не установлены, в связи с чем оказание таких услуг должно осуществляться безвозмездно. Между тем, в результате заключения лицензионного договора ФГУП «ПВС» изыскало альтернативную возможность получения доходов от участия в качестве уполномоченной организации в осуществлении полномочий по предоставлению госуслуги.
Суд пришел к выводу о том, что иностранные граждане фактически были лишены гарантированной органами государственной власти возможности обратиться непосредственно в филиал ФГУП «ПВС» за получением государственной услуги. Целью непосредственного участия ООО «Консультационно-правовой центр по вопросам миграционного законодательства» в осуществлении полномочий по предоставлению указанной государственной услуги является извлечение выгоды, получаемой непосредственно от оказания возмездных услуг, которые должны были быть оказаны ФГУП «ПВС» безвозмездно при условии самостоятельного осуществления предприятием таких полномочий. Суд согласился с выводами ФАС и оставил ее решение в силе. (Дело № А19-11209/2019)