Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации городского округа «Город Волжск» (Республика Марий Эл), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. ФАС не понравилось, что марийские муниципалы раздробили лоты, «чтобы уйти от конкурентных процедур». За 2,5 года общая сумма по всем лотам не превысила 4 млн. рублей. По оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), проведение торгов при закупке до 5 млн. руб. в коммерческом секторе нецелесообразно, т.к. потенциальная экономия не перекрывает издержек от проведения торгов. Учитывая, что по №44-ФЗ процедурных издержек еще больше, порог, ниже которого проведение торгов не окупается, составляет 10 млн. руб. Уйдя от «конкурентных» процедур (под конкурентными ФАС понимает аукционы, которые на самом деле ведут лишь к монополизации и завышению цен), марийские мунипалы на самом деле сэкономили бюджетные средства, и их следовало бы наградить, а не наказать.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении контрактов на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части участков автодорог улиц, на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью городского округа «Город Волжск», а также на оказание услуг по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок без проведения конкурентных процедур.
ФАС установлено, что в период с 10.03.2015 по 11.10.2017 Администрация и Комбинат заключили 42 контракта на выполнение работ по ремонту дорожного полотна проезжей части автомобильных дорог улиц городского округа «Город Волжск» и на выполнение работ по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью. В 2015 году заключено контрактов на общую сумму 1 278 736 рублей, в 2016 году на общую сумму 1 323 732 рубля, в 2017 году на общую сумму 1 324 908 рублей. Администрация и Комбинат в период с 22.09 по 01.12.2016 заключили 13 муниципальных контрактов на оказание услуг по ручной уборке придорожной полосы, тротуаров, площадей, лестниц, газонов, пожарных гидрантов, посадочных площадок автобусных остановок с ценой каждого контракта менее 100 000 рублей на общую сумму 1 096 945 рублей. ФАС пришла к выводу, что фактически спорные контракты образуют единые сделки, искусственно раздробленные и оформленные самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного Законом № 44-ФЗ, с целью уйти от соблюдения конкурентных процедур. В результате достижения сторонами соглашений и заключения контрактов Комбинат как единственный исполнитель получил доступ к выполнению работ без конкурентной борьбы, был поставлен в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.
Суды пришли к выводу, что предусмотренные муниципальными контрактами работы (по ремонту дорожного полотна проезжей части, по ямочному ремонту городских дорог асфальтобетонной смесью) являются идентичными, выполняются на одной и той же территории, в одинаковые сроки, выполнение указанных работ в рамках единого контракта экономически целесообразно. Фактически спорные контракты образуют единые сделки, искусственно раздробленные и оформленные самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений (сто тысяч рублей), предусмотренных №44-ФЗ. В результате достижения соглашения и заключения муниципальных контрактов с Комбинатом (единственным исполнителем), последний получил доступ к выполнению работ без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта. По мнению ФАС, заключение контрактов с Комбинатом способствовало созданию ему преимущественного положения и лишило возможности других хозсубъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта. Действия Администрации и Комбината по заключению контрактов без проведения конкурентных процедур привели к реальному устранению конкуренции на рынке выполнения спорных работ. Суды признали доказанным, что спорный товарный рынок конкурентный, на территории Республики Марий Эл имеются организации, являющиеся потенциальными подрядчиками и исполнителями, чьи права в результате предоставления преимущества Комбинату были нарушены. (Дело № А38-5835/2018)