Второй арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против МКП «Ухтаспецавтодор» (Республика Коми), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против предприятия по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, что выразилось в применении при расчетах с потребителями тарифа в размере 428 руб. 81 руб. за 1 куб.м, что превышало тариф, установленный уполномоченным органом.
На территории г. Ухта функционирует 2 полигона (Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов (ТБО) и полигон строительного мусора), закрепленные за МКП «УХТАСПЕЦАВТОДОР» на праве оперативного управления. МКП имеет лицензии, выданные Росприроднадзором, на осуществление деятельности, в том числе по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. МКП осуществляет работы по размещению отходов. Приказами Министерства ЖКХ Республики Коми МКП установлены и введены в действие тарифы на услуги по утилизации и захоронению ТБО.
Между МКП и ООО «УХТАЖИЛФОНД» был заключен договор на размещение отходов IV-V классов опасности от 01.01.2018. ФАС установила, что услуга оказывается МКП и на бездоговорной основе по талонам на размещение отходов, приобретаемым хозсубъектами у МКП. На Ухтинском городском полигоне ТБО, полигоне строительного мусора фактически осуществляется размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов (ТКО).
Услуги по утилизации МКП не оказывались. При этом ТКО размещаются МКП на Ухтинском городском полигоне ТБО по тарифу, установленному Министерством, а отходы от текущего ремонта жилых помещений – на полигоне строительного мусора по тарифу, самостоятельно установленному МКП. Стоимость размещения отходов на полигоне строительного мусора установлена МКП в размере 428,81 руб. за 1 куб. м. Названная стоимость превышает стоимость услуги по захоронению ТКО на Ухтинском городском полигоне в 2018 году на 177% или в 2,8 раза (в 2017 году – в 12,7 раза).
В связи с этим ФАС признала, что услуга по размещению (захоронению) отходов на полигоне строительного мусора не является взаимозаменяемой услугой по размещению ТКО. ФАС пришла к выводу, что отходы от текущего ремонта жилых помещений являются отходами потребления и относятся к ТКО. Однако МКП принимало данные отходы на полигоне строительного мусора по самостоятельно установленным тарифам, значительно превышающим размер тарифа, установленного уполномоченным органом.
ФАС установила доминирующее положение МКП на товарном рынке размещения ТКО, за последним признана возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги по размещению (захоронению) ТКО и ТБО в указанных муниципальных образованиях.
Суд пришел к выводу о том, что рассмотренные действия МКП противоречат действующему законодательству, привели к ущемлению интересов потребителей, что не может свидетельствовать о совершении указанных действий в пределах осуществления гражданских прав. Такие действия нарушают антимонопольное законодательство. (Дело № А29-6657/2019)