Арбитражный суд Центрального округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ЗАО «Олдис-Сервис» (г. Москва), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Компания является малым предприятием.
Это решение в очередной раз демонстрирует абсурдность и вредоносность существующей системы закупок в РФ, созданной ФАС. Муниципалитет решил приобрести баню (на наш взгляд, необоснованно, бани должны быть частными), и решил приобрести построенную малым предприятием баню. Но по мнению ФАС, в ходе этих торгов нарушена конкуренция, хотя никакой другой бани в селе Перемышль очевидно нет. Или по логике ФАС, ради священного понятия конкуренции в небольшом селе надо было строить вторую баню? На наш взгляд, речь в данном кейсе может идти о нецелевом использовании бюджетных средств, и прокуратура, вместо отписывания в ФАС обращения, должна была расследовать этот факт.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения, которое имело своей целью создание преимущественных условий для такого участника, что привело к ограничению конкуренции на рынке выполнения строительных работ.
Между администрацией Перемышльского района и ОАО АК «КалугаАгрострой» 23.05.2013 был заключен договор аренды земельного участка в с. Перемышль для размещения нежилого здания площадью 1525 кв.м. Приказом министерства финансов Калужской области от 20.05.2015 Перемышльскому району на приобретение здания бани выделен межбюджетный трансферт в размере 20 705 939 руб.
Между ОАО АК «Калугаагрострой» и ЗАО «Олдис-Сервис» 08.09.2015 заключено соглашение о передаче (прав и обязанностей по договору аренды от 23.05.2013. Постановлением администрации от 01.12.2016 в разрешение на строительство от 27.04.2015 внесены изменения в части замены лица, которое вправе осуществлять строительство: ОАО АК «Калугаагрострой» заменено на ЗАО «Олдис-Сервис». Письмом от 06.12.2016 администрация сообщила министерству финансов Калужской области о том, что ею начата процедура размещения муниципальной документации по приобретению здания бани на торгах, завершение торгов ожидается в начале февраля 2017 года, просила выделить сумму в размере 20 705 939 руб. для указанной цели в 2017 году.
Согласно плану-графику закупок на 2017 год, проведение аукциона по приобретению бани запланировано на февраль 2017 г. Приказом министерства финансов Калужской области от 13.02.2017 Перемышльскому району на приобретение здания бани выделен межбюджетный трансферт из областного бюджета в размере 20 705 939 руб. Администрацией 03.03.2017 внесено изменение в план-график, в соответствии с которым проведение аукциона на приобретение нежилого здания перенесено на март 2017 г. При этом 06.03.2017 компании выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капстроительства «Баня на 20 мест в с. Перемышль». 29.03.2017 размещено извещение о проведении аукциона на приобретение здания бани. На участие в аукционе поступила одна заявка – от ЗАО «ОлдисСервис». Между администрацией и малым предприятием 02.05.2017 заключен муниципальный контракт на приобретение нежилого здания общей площадью 446,8 кв.м. По акту приема-передачи от 10.05.2017 указанное нежилое здание передано компанией администрации.
В ФАС 07.11.2017 поступило обращение прокуратуры Перемышльского района в связи с выявлением факта определения заранее цены контракта в плане-графике на 2017 год. ФАС установила, что действия администрации и малого предприятия при проведении аукциона совершены по договоренности с целью создания преимущественных условий для участника торгов и привели к ограничению конкуренции.
Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) установлена в размере 20 760 000 руб., исходя из цены, указанной в коммерческом предложении ЗАО «Олдис-Сервис». Аккредитация на электронной площадке Сбербанк-АСТ, на которой проводился аукцион, получена ЗАО «Олдис-Сервис» 21.03.2017, то есть накануне проведения аукциона. В свою очередь, при участии в аукционе ЗАО «Олдис-Сервис» в своей заявке указало год постройки здания – 2016 год, что не соответствует действительности, однако администрация заключила муниципальный контракт на указанных ЗАО «Олдис-Сервис» условиях.
Суды пришли к выводу о том, что решение о продаже здания бани принято компанией задолго до объявления аукциона, а также до завершения строительства данного объекта. Между администрацией и компанией имелась договоренность о приобретении здания. Администрация вместо проведения закупки на строительство нежилого здания для функционирования бани, предоставила возможность компании на предоставленном ей земельном участке построить данный объект с последующим его выкупом. При этом наличие договоренности о приобретении здания бани после завершения строительства между администрацией и компанией также подтверждено письмом администрации от 26.03.2018. Таким образом, принятию решения о размещении заказа и заключению контракта предшествовала последовательность действий, являющаяся свидетельством достигнутого между компанией и администрацией соглашения, направленного на приобретение за счет бюджетных средств здания бани без использования конкурентных процедур. (Дело № А23-5774/2018)