Источник изображения

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Министерство поплатилось за «неправильную», по мнению ФАС, централизацию закупок лекарств, хотя обращалось открыто во многие ведомства с подобным предложением. ФАС, ответственный за контроль над закупками, постоянно говорит о преимуществах централизации, но не дает соответствующих разъяснений. Ведомство Игоря Артемьева гораздо комфортнее чувствует себя в неопределенной правовой среде, когда можно прийти с делом, штрафом и проверкой к любому по любому поводу.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Министерства по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.17 № 135-ФЗ, выразившегося в заключение и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на ограничение конкуренции, создание преимущественных условий участия в торгах для ГУП УР «Аптеки Удмуртии».
Министерство обращалось в ряд министерств и ведомств Удмуртской Республики с вопросом о централизации закупок, наделении ГУП функциями специализированной организации, указывая в письмах на то, что в торгах, проводимых специализированной организацией, будет участвовать другое ГУП, при этом руководителем ГУП — специализированной организации и ГУП — участника торгов является одно и то же физическое лицо.
Так, в адрес МВД по УР направлено письмо №04630/03/02-12 от 13.04.2016 «О централизации закупок», в котором указано, что подготовлены проекты соответствующих актов, в связи с чем просит высказать мнение по вопросам: не приведут ли указанные действия Министерства к ограничению конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупок либо к установлению личной заинтересованности министра, руководителя заказчика. В указанном письме сообщалось, что Минздрав УР планирует привлечь конкурентным способом специализированную организацию — ГУП УР, в отношении которого Министерство осуществляет функции учредителя, без проведения торгов при цене контракта до 100 000 рублей для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий.
Предметом контракта является оказание услуг специализированной организацией (ГУП УР «Фармация») для осуществления функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственного заказчика и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений, являющихся медицинскими организациями Удмуртской Республики, путем проведения конкурсов или аукционов. Цена контракта составляет 99 000 руб. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, но не позднее 31.12.2016. При этом исполнитель обязуется оказать услуги в количестве 1000 процедур определения поставщика. Контракт заключен без проведения торгов.
Таким образом, Минздрав УР, зная о том, что директор ГУП УР «Аптеки Удмуртии» одновременно является и директором ГУП УР «Фармация» (подтверждается распоряжениями, приказами и трудовыми договорами, уставами предприятий), передало функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Государственного заказчика и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений, являющихся медицинскими организациями Удмуртской Республики, ГУП УР «Фармация», наделив его статусом специализированной организации.
При этом, как Минздраву УР, так и ГУП УР «Фармация» и ГУП УР «Аптеки Удмуртии» было изначально известно, что ГУП «Аптеки Удмуртии» будет являться участником торгов, организованных специализированной организацией.
С момента наделения ГУП УР «Фармация» функциями специализированной организации, данным предприятием было проведено 1196 электронных аукциона, из которых в 281 электронном аукционе участие приняло ГУП УР «Аптеки Удмуртии», по результатам проведения которых признано победителем в 185 процедурах.
По мнению суда, ФАС пришла к обоснованному выводу, что Минздрав по УР наделило ГУП УР «Фармация» статусом специализированной организации, при том что государственный контракт от 20.05.2016 №322-М3 изначально заключен на невыгодных (убыточных) для ГУП УР «Фармация» условиях по цене 99 000 руб. за 1000 процедур. Т.е. по цене 99 рублей за 1 процедуру, формируя аукционную (конкурсную) комиссию из сотрудников ГУП «Фармация», зная о том, что директором специализированной организации и предприятия — участника торгов является одно и то же физическое лицо Алабужев И.Г. А также практически весь административно-управленческий персонал и некоторые сотрудники были трудоустроены и в ГУП УР «Фармация», и в ГУП УР «Аптеки Удмуртии», создав тем самым ГУП УР «Аптеки Удмуртии» условия, предоставляющие доступ к информации о планируемых торгах, условиях их проведения, объемах закупки, еще до объявления торгов.
По мнению суда, ФАС пришла к правильному выводу о том, что между Минздравом УР, ГУП УР «Аптеки Удмуртии» и ГУП УР «Фармация» заключено и реализовано антиконкурентное соглашение, направленное на ограничение конкуренции, создание преимущественных условий участия в торгах для ГУП УР «Аптеки Удмуртии», что является нарушением п.1 ч.1 ст.17 №135-ФЗ. (Дело № А71-16677/2017)