Источник изображения

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и снизил штраф против Администрации Советского района Курской области, подтвердив тем самым решение предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в осуществлении согласованных действий по размещению муниципального заказа, которые привели к заключению муниципального контракта без проведения торгов.
Судом установлено, что 05.12.2016 между муниципальным заказчиком МКОУ «Советская СОШ №1» Советского района Курской области и ООО «Курсктехнострой» как единственным подрядчиком заключен муниципальный контракт на выполнение работ по организации реконструкции объекта «Советская средняя общеобразовательная школа №1» на сумму 149 870 000 рублей. ФАС установлено, что правовые и фактические основания для заключения муниципального контракта без торгов по указанному пункту закона отсутствовали.
Суд пришел к выводу о недоказанности наличия чрезвычайных обстоятельств, предполагающих заключение контракта по основанию пункта 9 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в связи с чем заключение спорного муниципального контракта является антиконкурентной сделкой и свидетельствует о заключении между Администрацией Советского района Курской области, МКОУ «Советская СОШ №1» и ООО «Курсктехнострой» антиконкурентного соглашения, что является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции».
В августе 2016 года проведено обследование здания МКОУ «Советская СОШ №1», по результатам которого выдано заключение о техническом состоянии обследуемого здания производившим обследование по заданию заказчика ОБУ «Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Курскгражданпроект». Получено положительное заключение экспертизы АУ Курской области «Государственная экспертиза проектов Курской области» на «Объект капстроительства Советская СОШ №1». Администрацией Советского района утверждена проектно-сметная документация на объект «Советская СОШ №1». Администрацией Советского района в комитет строительства и архитектуры Курской области подана заявка на участие в отборе муниципальных образований на предоставление в 2016 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курской области на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований по строительству объекта «Советская СОШ №1». При этом в данной заявке Администрацией было указано на определение генерального подрядчика по результатам аукциона.
Согласно протоколу внеочередного заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) Администрации Советского района, в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации рекомендовало директору МКОУ «Советская СОШ №1» заключить контракт на проведение аварийных и других неотложных работ, о чем уведомить контрольный орган в сфере закупок Администрации Советского района. Приказом Управления образования Администрации Советского района Курской области директору МКОУ «Советская СОШ №1» предписано приступить к выполнению плановой реконструкции здания школы с 17.10.2016.
По мнению суда, приведенные администрацией в обоснование причин заключения контракта с ООО «Курсктехнострой» обстоятельства не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. Согласно информации МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Советского района», факта сообщения об аварии, техногенной катастрофе в Советском районе Курской области, а также опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия на территории района, повлекшего угрозу безопасности при эксплуатации здания школы, в период с 01.06.2016 по 19.12.2016, не фиксировалось.
Суд пришел к выводу о том, что у школы отсутствовали основания для привлечения ООО «Курсктехнострой» без проведения аукциона. Доводы о неподтвержденности согласованности действий опровергались судом. Так, постановлением главы Администрации Советского района Курской области Савельевым В.А. была создана КЧС и утвержден ее состав. Из протокола собрания Комиссии следует, что решение о заключении муниципального контракта без проведения аукциона, было инициировано Савельевым В.А. Постановлением администрации директору учебного заведения прямо предписано заключить муниципальный контракт «в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации». При этом о наличии указанных последствий свидетельствует исключительно решение вышеназванной КЧС. Также из содержания муниципального контракта следует, что основаниями для его заключения являлось вышеуказанное постановление Администрации. При таких обстоятельствах заключение муниципального контракта без проведения аукциона стало возможным вследствие осуществления Администрацией Советского района во взаимодействии с МКОУ «Советская СОШ №1» указанных согласованных действий. Суд не нашел оснований для признания недействительным решения ФАС в части признания Администрации Советского района Курской области нарушившей статью 16 ФЗ «О защите конкуренции». (Дело № А35-1675/2018)