Источник изображения

Третий арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «СТ-ТБО» (г. Красноярск), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Компания является микропредприятием.
Чрезмерное регулирование такой потенциально конкурентной сферы, как деятельность по обращению с отходами, которое осуществляется ФАС, не имеет большого смысла и пользы для потребителей. Отсюда и возникают такие курьезные дела, как штраф за форму учета отходов.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, что выразилось в навязывании невыгодных условий при подписании договоров на оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами.
ФАС провела анализ рынка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Республики Тыва за период с 01.08.2018 по 31.12.2018, согласно которому установлено, что доля Регионального оператора — ООО «СТ-ТБО» на указанном рынке составила 100%. Следовательно, суд пришел к выводу о том, что региональный оператор — ООО «СТ-ТБО» занимает доминирующее положение.
ООО «СТ-ТБО» вменяется навязывание индивидуальным предпринимателям Тингаевой И.А. и Салчак Д.А. условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, касающихся определения объема производимых указанными ИП ТКО по нормативу. На основании приказа Министерства строительства и ЖКХ Республики Тыва от 01.06.2018 года № 102-од ООО «СТ-ТБО» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО. По результатам торгов по отбору регионального оператора с их победителем – ООО «СТ-ТБО» подписано соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО. Согласно данному соглашению в зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО ООО «СТ-ТБО» входит вся территория Республики. Согласно Территориальной схеме обращения с ТКО, в том числе ТКО, в республике формируется система обращения с ТКО без деления на территориальные зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
ООО «СТ-ТБО» во исполнение предупреждения от 18.03.2019 года в допсоглашениях к проектам договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, предлагаемых к заключению с ИП Тингаевой И.А и Салчак Д.А. внесены изменения в способ складирования ТКО, в частности дополнены следующие способы складирования ТКО: пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Вместе с тем, способ коммерческого учета объема и массы ТКО не изменен. При этом ООО «СТ-ТБО» настаивает на том, что единственным способом коммерческого учёта объёма ТКО, производимых указанными ИП является расчётный способ, исходя из нормативов накопления ТКО. ООО «СТ-ТБО» считает, что применение способа учета ТКО посредством пакетов и других емкостей, предоставленных региональным оператором, как предлагает ФАС, не предусмотрено Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО. Правилами предусмотрен исчерпывающий (закрытый) перечень способов коммерческого учета ТКО для осуществления расчетов с собственниками ТКО, который расширительному толкованию не подлежит.
Суд признал ошибочной указанную позицию ООО «СТ-ТБО».Суд заключил, что правовая позиция ООО «СТ-ТБО», которая фактически предусматривала оплату услуг по сбору и транспортированию ТКО, только исходя из нормативов накопления ТКО, по предварительным расчетам ФАС привела к росту расходов ИП Тингаевой И.А. по обращению с ТКО со дня начала деятельности регионального оператора – ООО «СТ-ТБО» более чем в 42 раза, а ИП Салчак Д.А. — более чем в 14 раз, что действительно однозначно свидетельствует о создании для указанных хозсубъектов невыгодных условий деятельности. (Дело № А69-2010/19)