Источник изображения

Третий арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» (Красноярский край), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Это дело продолжает серию дел, когда ФАС карает заказчиков, в данном случае детсад, за «дробление лотов» с целью обхода «конкурентных» процедур. В данном случае суммарная цена контракта едва превышает 1 млн.руб. Как показало исследование ЦСР, проведение торгов при закупке на сумму меньше 5 млн. руб. неоправданно, т.к. потенциальная экономия не превысит издержек на процедуру торгов. Поэтому красноярский детский сад следовало бы наградить за экономию бюджетных средств, а не штрафовать и наказывать.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против учреждения по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в достижении соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок поставки оборудования для получения детьми-инвалидами качественного образования путем заключения без проведения публичных процедур муниципальных контрактов.
13.09.2016 МКУ «УО г. Канска», которое осуществляет функции и полномочия учредителя МКДОУ № 9, направило девяти поставщикам единый запрос ценовых предложений по 34 позициям, разделенным на три предметных блока: «оборудование для комнаты психологической разгрузки» (6 наименований), «оснащение кабинетов специалистов: логопедов, дефектологов, психологов» (21 наименование), «реабилитационное оборудование» (7 наименований). Коммерческие предложения представили восемь организаций: ООО «Торговый дом «Школьная лига» (г. Екатеринбург); ООО «Школьник» (г. Красноярск); ООО «СКС» (г. Красноярск); ООО «Звездное детство» (г. Новосибирск»); ООО «Рене» (г. Москва); ООО «Инноватика» (г. Новосибирск); ООО «Учснаб» (г. Москва); ООО «Центр слуха и речи ВЕРБОТОН-М+» (г. Москва). 20.09.2016 между министерством образования Красноярского края и администрацией г. Канска Красноярского края заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Красноярского края на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Субсидия в размере 2 031 475 рублей предоставлена на реализацию мероприятий по созданию в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. 10.10.2016 МКДОУ № 9 и ООО «Торговый дом «Школьная лига» заключены муниципальные контракты на поставку оборудования для детского сада.
Суд пришел к выводу о том, что ФАС доказала, что соглашение между МКУ «УО г. Канска», МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» и ООО «Торговый дом», путем заключения муниципальных контрактов без проведения публичных процедур, привело к ограничению доступа хозсубъектов на товарный рынок поставки специализированного оборудования. МКУ «УО администрации г. Канска» осуществляло направление запросов о предоставлении ценовых предложений, анализ коммерческих предложений и сопутствующая помощь в выборе поставщика на поставку оборудования для получения детьми-инвалидами качественного образования для нужд МКДОУ «Детский сад «Колокольчик».
Предметом муниципального контракта являлась поставка оборудования для комнаты психологической разгрузки в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта. Предметом муниципальных контрактов — поставка оборудования для оснащения кабинетов специалистов (логопедов, дефектологов, психологов) в соответствии со спецификациями, являющимися неотъемлемой частью каждого контракта, поставка реабилитационного оборудования.
Суд пришел к выводу, что заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой муниципальных контрактов, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм №44-ФЗ, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения заинтересованными лицами незаконных выгод.
13.09.2016 МКУ УО г. Канска» было направлено девять запросов ценовых предложений по 34 позициям, При анализе ценовых предложений от других поставщиков ФАС установлено, что по сравнению с ценовым предложением ООО «Торговый Дом «Школьная лига» коммерческие предложения других поставщиков в ряде случаев являются более выгодными. Таким образом, МКУ УО г. Канска, осуществляя поиск потенциальных поставщиков и проводя анализ представленных коммерческих предложений, выбрало ценовое предложение ООО «Торговый дом «Школьная лига», несмотря на наличие более выгодных коммерческих предложений других поставщиков, а в отношении ряда товаров запрос цен вообще не проводился. Проанализировав указанное сравнение цен, суд согласился с доводом ФАС, что направление МКУ УО г. Канска запроса с коммерческим предложением на сумму, превышающую предусмотренную №135-Ф3, свидетельствует о намерении заказчика заключить контракт именно с ООО «Торговый Дом «Школьная лига», поскольку другим организациям коммерческое предложение не направлялось. Были заключены муниципальные контракты на сумму 169 400 рублей 00 коп., 337 712 рублей 00 коп., 84 390 рублей 00 коп. и 271 684 рубля 00 коп. Таким образом, заказчиком фактически закуплено оборудование для реализации единой цели — создания в МКДОУ № 9 условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Заказчиком по всем контрактам выступает МКДОУ № 9. Суд указал, что указанная сделка по закупке МКДОУ № 9 оборудования для детей-инвалидов необоснованно раздроблена на пять отдельных контрактов. При этом без учета наиболее выгодных условий о цене товаров приоритет в каждом случае отдавался одному поставщику. Кроме того, спецификации на поставляемый по указанным контрактам товар содержат взаимодополняющие перечни товаров, муниципальные контракты имеют одинаковую дату заключения и место исполнения, содержат тождественные условия о сроке поставки оборудования, заключены между теми же сторонами (МКДОУ №9 и ООО ТД «Школьная Лига»).
Суд согласился с выводами ФАС о том, что вышеуказанные контракты фактически образуют единую сделку, оформленную рядом самостоятельных договоров без проведения публичных процедур, что препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных денежных средств. (Дело № А33-6166/2018)