Источник изображения

Арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «ЭкоТехноМенеджмент» (г. Кострома), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в прекращении оказания услуги по приему и обезвреживанию твердых коммунальных отходов.
Компания осуществляет предпринимательскую деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). Компания (оператор) и ООО «Экрон-САХ» (заказчик) заключили договор на обезвреживание твердых коммунальных отходов (ТКО). Местом оказания услуг является АМСК, эксплуатируемый оператором
В ФАС поступило обращение ООО «Экрон-САХ» по факту нарушения компанией антимонопольного законодательства, что выразилось в одностороннем отказе от исполнения публичного договора.
Суды установили, что компания является единственным хозсубъектом на рынке по приему и обезвреживанию ТКО и отходов схожих по составу с ТКО, на территории города Костромы, и по мнению ФАС занимает доминирующее положение на указанном рынке с долей 100%. Договор от 01.01.2018 на обезвреживание ТКО является публичным. Нарушение части 1 статьи 10 № 135-ФЗ конкуренции усмотрено ФАС в действиях компании по необоснованному направлению 12.07.2018 проекта соглашения о расторжении договора от 01.01.2018 на обезвреживание ТКО в адрес контрагента, принятии мер по прекращению с 13.07.2018 обязательств оператора по оказанию услуг по приему и обезвреживанию ТКО по указанному договору до его расторжения. Результатом этих действий являются (могут являться) ущемление интересов других лиц, либо неопределенного круга потребителей.
Суды признали позицию ФАС обоснованной. Уведомлением от 06.07.2018 компания известила ООО «Экрон-САХ» о приостановлении оказания услуг по договору от 01.01.2018 в связи с имеющейся у него просроченной задолженностью за май 2018 года в сумме 552 005 руб. 06.07.2018 ООО «Экрон-САХ» подтвердило наличие задолженности в указанном размере, гарантировало ее погашение в течение 10 рабочих дней и просило не приостанавливать прием ТКО. За период с 06.07.2018 по 18.07.2018 ООО «Экрон-САХ» погасило задолженность перед компанией в полном объеме. Вместе с тем 12.07.2018 оператор направил заказчику для подписания соглашение о расторжении договора от 01.01.2018 на обезвреживание ТКО с просьбой подписать, скрепить печатью и один экземпляр вернуть оператору. Ни сумма задолженности, ни период, за который она возникла, в письме не указаны, при этом задолженность была частично погашена на дату, указанную в уведомлении от 06.07.2018 (с 07.07.2018) въезд спецтранспорта ООО «Экрон-САХ» на территорию АМСК не приостановлен. Данные обстоятельства в совокупности со временем направления соглашения (12.07.2018 в 20:21) расценены ФАС как не позволяющие заказчику быть заблаговременно уведомленным о приостановлении действия договора, о его расторжении. До рассмотрения указанного Соглашения заказчиком оператор 13.07.2018 прекратил оказание услуги по приему ТКО, специальный транспорт ООО «Экрон-САХ» не был допущен к разгрузке. Суд установил, что период прекращения оказания услуги по приему и обезвреживанию ТКО составил с 13.07.2018 по 16.07.2018 включительно.
Суды признали правомерным вывод ФАС о том, что рассмотренные действия компании ущемляют (создают угрозу ущемления) не только интересы хозяйствующего субъекта ООО «Экрон-САХ», но и неопределенного круга потребителей услуг данного лица, оплачивающих их надлежащим образом. ФАС установлено, что потребителями услуг ООО «Экрон-САХ» являются 120 хозяйствующих субъектов, среди которых объекты социальной сферы, муниципальные и государственные учреждения, управляющие компании. Оспариваемые действия осуществлены компанией без соблюдения общих норм действующего законодательства о пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости злоупотребления доминирующим положением. Данные действия фактически вышли за рамки гражданско-правовых договорных правоотношений сторон, повлекли антиконкурентные последствия. (Дело № А31-1312/2019)