Источник изображения

Четвертый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Центр-Авто» (г. Иркутск), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Компания является микропредприятием. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа прекратил производство по кассационной жалобе компании.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, что выразилось в заключении устного соглашения, реализованного при участии в аукционе на выполнение работ по текущему ремонту автомобилей для нужд ГКУ «Хозяйственно-транспортный комплекс Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия» с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) 2 806 000 руб.
Как и подавляющее большинство выявленных ФАС «картелей», в рассматриваемом деле малый бизнес попался на использовании одного IP-адреса. ФАС идет по пути наименьшего сопротивления, выявляя «картели» с помощью ЕИС www.zakupki.gov.ru, функционал которой теперь позволяет регулятору отслеживать заявки, поданные с одного IP-адреса, с едиными свойствами файлов и т.д. Но на самом деле, на экономию путем использования одного IP-адреса идет только малый и микробизнес. Короли госзаказа на такое не ловятся, и торги, под них «заточенные», остаются вне поля зрения ФАС.
Важны еще два аспекта. Именно ФАС создала «кривую» систему госзаказа в нашей стране с аукционным креном и мелочным процедурным контролем. Частью этой системы являются высокие входные барьеры для участия в закупках (регистрация на электронных площадках, покупка ЭЦП, внесение обеспечения, временные и трудозатраты на то, чтобы разобраться и участвовать в злополучных аукционах и т.д.). И вот когда малый бизнес кооперируется, чтобы минимизировать эти затраты, он получает обвинения в картельном сговоре. Наконец, в данном кейсе малые предприятия делили лоты, поочередно становясь победителями тендеров. Не позволяет ли это поддерживать конкурентную среду? Ведь принцип аукционной системы, придуманной ФАС – победитель получает всё, а остальные должны уйти с рынка и зачастую из бизнеса. Формально нарушая правила кривой реальности, созданной ФАС, компании поддерживают конкурентную среду, оставляя на плаву большее число участников рынка.
В ФАС поступило заявление ИП Казакова Д.С. на неправомерные действия ИП Тураева Н.А., Масовер O.K. и ООО «Центр-Авто» при участии в указанном аукционе, выразившиеся в совершении консолидированных действий по снижению цены до экономически необоснованной с целью устранения других участников и обеспечения победы в торгах ИП Тураева Н.А. Постановлением о назначении административного наказания ООО «Центр-Авто» привлечено к ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
ФАС установлено, что Республиканским агентством по госзакупкам 05.02.2018 опубликовано извещение о проведении вышеуказанного аукциона. Для участия в аукционе подано 4 заявки от ИП Тураева Н.А., Масовер O.K., Казакова Д.С. и ООО «Центр-Авто». Все участники допущены к участию в аукционе. Аукцион состоялся 19.02.2018. При этом трое — ИП Тураев и Масовер, ООО «Центр-Авто» предлагали свои ценовые предложения, используя совместно единую инфраструктуру с IP-адресом. ФАС установлено, что ИП Тураев и Масовер, ООО «Центр-Авто» заключили договоры на оказание услуг по подготовке документации для участия в аукционах с одним и тем же юрлицом – ООО «АйТи-Контур». При этом рынок данных услуг на территории г. Улан-Удэ и г. Иркутска является конкурентным. ООО «Центр-Авто» и ИП Масовер активно снижали цену до экономически необоснованной – на 1 175,9 тыс. руб. от НМЦК (98,16%) и на 1 613,6 тыс. руб. (98,66%) соответственно, а ИП Тураевым ставки сопоставлялись с ценовым предложением Казакова Д.С. Комиссия пришла к выводу о несоответствии вторых частей заявок ООО «ЦентрАвто» и ИП Масовер O.K. требованиям аукционной документации, поскольку в их составе отсутствовала декларация о соответствии участника аукциона требованиям №44-ФЗ. Победителем признан ИП Тураев, предложивший наиболее низкую цену контракта. Представитель ООО «Центр-Авто» и ИП Масовер, подав первые части заявок на участие в аукционе в отсутствие указанной декларации, по мнению ФАС знали о невозможности заключения с ними госконтракта и приняли участие в аукционе с единственной целью – обеспечить победу в нем ИП Тураев.
Суд пришел к выводу, что поведение ИП Тураева и Масовер, ООО «Центр-Авто» свидетельствует о согласованности их действий, в результате которых произошло немотивированное снижение за короткий промежуток времени цены до экономически нецелесообразной, без намерения в последующем заключить госконтракт, тем самым, создано преимущество для ИП Тураев. Основным видом деятельности названных участников являются техобслуживание и ремонт легковых автомобилей, легких грузовых автотранспортных средств, т.е. они являются конкурентами. Суд отметил, что использование самостоятельными хозсубъектами единой инфраструктуры, вышеуказанной стратегии участия в торгах возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей. (Дело № А19-1335/2019)