Шестой арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Торговый дом «Медтехника» (г. Хабаровск), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. По сути, ФАС наказала компанию за помощь в подготовке ТЗ и аукционной документации. Такая «помощь» госзаказчикам получила повсеместное распространение в России из-за пролоббированного ФАС аукционного крена в госзакупках. Аукцион принципиально не подходит для закупки, поскольку требует от госзаказчика невозможного – четкого и грамотного описания товара, которого у него нет.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против АО «Торговый дом «Медтехника» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 № 135-ФЗ, выразившегося в разработке технических условий для включения в аукционную документацию по поставке медицинского оборудования для ОГБУЗ «Онкологический диспансер» и передаче управлению здравоохранения, которые в совокупности создали преимущественные условия для участия АО «ТД «Медтехника» в электронных аукционах.
02.10.2014 управлением здравоохранения на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru размещены: извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования: эндовидеоскопический комплекс для гастроскопии и бронхоскопии 1 шт., эндовидеоскопический комплекс для колоноскопии 1 шт. в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями для ОГБУЗ «Онкологический диспансер» (извещение от 02.10.2014 № 0178200001314000144) и документация об электронном аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) 27 553 180,72 рубля.
Извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования: эндовидеоскопический комплекс для лапароскопии 1 шт. в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями для ОГБУЗ «Онкологический диспансер» (извещение от 02.10.2014 № 0178200001314000145) и документация об электронном аукционе. НМЦК 23 065 061,10 рубля.
Даты начала подачи заявок 02.10.2017 и даты окончания подачи заявок 20.10.2017. Даты окончания рассмотрения срока, первых частей заявок участников 21.10.2017, даты проведения аукционов электронной форме 24.10.2014.
На участие в аукционах было представлено 2 заявки до окончания указанного в извещениях о проведении электронных аукционов сроков подачи заявок. По аукциону № 0178200001314000144 — № 8649748 (АО «ТД «Медтехника») и № 2139756 (ООО «Фортомед»), а также по аукциону № 0178200001314000145 — № 3457268 (АО «ТД «Медтехника») и № 8184276 (ООО «Фортомед»).
На основании пункта 6 протоколов подведения итогов электронных аукционов от 24.10.2014 победителем обоих аукционов признано АО «ТД «Медтехника». Предложенная цена контракта по аукциону № 0178200001314000144 – 27 277 648,92 рубля, а по аукциону № 0178200001314000145 – 22 834 410,48 рубля.
ФАС установила, что для поведения участников аукциона характерно: один из участников аукционов подавал ценовое предложение, после того, как второй участник, допущенный к участию в аукционе, подавал ценовое предложение, далее от конкурентной борьбы отказывался при условии минимального снижения НМЦК соперником. Неправомерные действия АО «ТД «Медтехника» и ООО «Фортемед» выражались в том, что они приняли участие в 2 аукционах с однотипным поведением, что свидетельствует о систематичности созданного взаимодействия между участниками. Данные субъекты в ходе участия в открытых аукционах в электронной форме на закупку медицинского оборудования с минимальным шагом аукциона, достигали снижения цены близкого к минимальному.
По мнению суда, ФАС пришла к обоснованному выводу о том, что действия управления здравоохранения и участников были направлены на поддержание цены на торгах, ограничили состязательность в установлении конкурентной цены и создали положение, влекущее недостаточную экономию бюджетных средств. (Дело № А16-1514/2017)