Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ФГБУ «Канал имени Москвы» (г. Москва), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против учреждения по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 1 №135-ФЗ, выразившегося в злоупотреблении учреждением доминирующим положением на рынке издания и последующей реализации Атласа в территориальных границах его применения путем установления монопольно высокой цены на Атлас.
ФАС установила, что учреждение отменило действие Атласа Единой глубоководной системы (том 2, издание 2005 года) и ввело в действие с 01.01.2018 Атлас Единой глубоководной системы (том 2, издание 2017 года). При этом учреждением установлена цена на Атлас в размере 17.000 руб. По мнению ФАС цена Атласа в размере 17.000 руб. сильно завышена и ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, поскольку данная сумма является существенной статьей расходов для судовладельцев. Утверждение, издание, а также реализация копий Атласа иными хозяйствующими субъектами, кроме учреждения, без письменного разрешения невозможны в силу прямого указания в Положении о картографической деятельности Департамента речного транспорта Министерства транспорта от 11.06.1994г.
На отсутствие возможности использования навигационных материалов, полученных судовладельцами самостоятельно из фонда пространственных данных, указало ФГБУ «Морспасслужба», поскольку такие данные не являются официальными для использования в целях навигации. Суды заключили, что у судовладельцев отсутствует возможность использования оцифрованных носителей навигационной информации.
Суды заключили, что ФАС пришла к обоснованному выводу о том, что учреждение, являясь единственным хозяйствующим субъектом, имеющим нормативно установленное право на утверждение, издание и последующую реализацию Атласа, занимает доминирующее положение на рынке издания и последующей реализации Атласа в территориальных границах его применения. С учетом установленного ФАС доминирующего положения учреждения на рынке издания и последующей реализации Атласа, учреждение не вправе произвольно устанавливать цены в сфере таких услуг. Товар, изданный учреждением, является уникальным, не позволяющим соотнести его с иными навигационными документами.
Выручка от реализации Атласа в 2018 году составила 7.829.570 руб. при затратах на утверждение, производство и последующую реализацию в размере 5.489.352,20 руб. ФАС сделан вывод о том, что рентабельность учреждения от реализации экземпляров Атласа составила 43%. При этом учреждение при реализации экземпляра Атласа закладывает в единицу продукции прибыль, составляющую 162,45%. Таким образом, цена, установленная учреждением, может быть признана монопольно высокой вследствие превышения указанной цены над суммой, необходимой для утверждения, издания и реализации Атласа. Суды пришли к выводу о нарушении учреждением Закона о защите конкуренции путем установления монопольно высокой цены на Атлас. (Дело № А40-275785\19)