Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» («ЧПВ», Челябинская обл.), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Компания является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против «ЧПВ» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения, направленного на недопущение, ограничение и устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения и водоотведения.
ФАС назначила «ЧПВ» штраф в размере 150 000 руб., что составляет ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ. По мнению суда, размер штрафа в сумме 150 000 руб. является обоснованным и соразмерным.
Между МУП коммунальных услуг и благоустройства «Комбинат коммунальных предприятий» г. Чебаркуль и «Чебаркульгорводоканал» заключен договор аренды от 30.04.2013 № 004/С, согласно которому названной компании предоставлены в пользование сети и инженерные сооружения водопроводно-канализационного комплекса (далее – объекты водоснабжения и водоотведения). Срок аренды установлен с 30.04.2013 по 31.03.2014. Допсоглашением от 01.04.2015 к договору аренды № 004/С от 30.04.2013 внесены изменения, согласно которым арендодателем является Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа. Договор аренды и допсоглашение к нему расторгнуты. Постановлением администрации от 28.12.2015 № 1318 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Чебаркульского округа. Постановлением администрации от 13.05.2016 № 411 объекты водоснабжения и водоотведения переданы на праве хозяйственного ведения предприятию «Теплоком». Документов, подтверждающих наличие права муниципальной собственности округа на объекты водоснабжения и водоотведения, администрацией не представлено. Вместе с тем, указанные объекты включены в реестр муниципальной собственности.
Спустя 3 дня со дня принятия постановления от 13.05.2016 № 411 администрацией принято постановление № 415, которым «ЧПВ» наделено статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения на территории округа, «ЧПК» — статусом гарантирующей организации на осуществление услуг по водоотведению на территории округа.
Соответственно, путем наделения администрацией «ЧПВ», «ЧПК» статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения и водоотведения, компаниям предоставлена возможность заключения договоров с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению. Администрация не возражала в передаче имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договору аренды сетей и инженерных сооружений ООО «ЧПВ».
Поскольку полномочия собственника муниципального имущества осуществляет Управление, у администрации отсутствовали основания для дачи согласия на заключение указанных сделок. Между предприятием «Теплоком» и «ЧПВ» и «ЧПК» заключены договоры аренды сетей от 17.05.2016. «ЧПВ» и «ЧПК» в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ) направлены обращения об установлении тарифов на питьевую воду для оказания услуг холодного водоснабжения и на водоотведение. Постановлениями МТРиЭ от 17.11.2016 на 2017-2019 гг. утверждены тарифы на питьевую воду, транспортировку воды и долгосрочные параметры для «ЧПВ». После заключения договоров аренды сетей между предприятием «Теплоком» и «ЧПВ», и установления тарифов муниципальным предприятием 16.06.2016 в адрес Управления направлено обращение о даче согласия на передачу во временное владение обществам сетей сроком на 11 месяцев. Протоколом Межведомственной комиссии от 24.06.2016 принято решение о рекомендации Управлению согласовать возможность передачи во временное предоставление в аренду сетей канализационного комплекса, сетей водопроводного комплекса и инженерных сооружений путем проведения процедуры торгов на право заключения договора аренды или концессионного соглашения.
С учетом изложенного судами сделан вывод о том, что администрация в лице Межведомственной комиссии, несмотря на требование законодательства о необходимости заключения концессионного соглашения, согласовала передачу объектов водоснабжения и водоотведения, в т.ч. путем заключения договора аренды. Вместе с тем судами установлено, что администрацией в нарушение законодательства в хозведение «Теплокома» переданы объекты водоснабжения и водоотведения, право муниципальной собственности на которые не оформлено.
Передача прав в отношении централизованных систем водоснабжения, водоотведения может осуществляться исключительно на основании концессионных соглашений. Тем самым, решение администрации по направлению в адрес предприятия «Теплоком» письма от 17.05.2016 № 1678, которым сообщается, что администрация не возражает в передаче имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договору аренды сетей и инженерных сооружений «ЧПВ», без проведения торгов приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий для «ЧПВ» и ограничения доступа на товарный рынок иным хозсубъектам.
Объекты водоснабжения и водоотведения переданы предприятием «Теплоком» по договору аренды без проведения торгов, что не соответствует части 3 статьи 17.1 №135-ФЗ. Таким обрзом, совокупность рассматриваемых действий администрации, предприятия «Теплоком», ООО «ЧПК», «ЧПВ» свидетельствует по мнению судов о заключении соглашения, направленного на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения. В свою очередь «ЧПВ» и «ЧПК» от заключения договоров аренды сетей не отказались, направили в МТРиЭ обращения об установлении тарифов на оказание услуг водоснабжения и водоотведения.
Судами сделаны выводы о том, что поведение администрации изначально не было направлено на передачу объектов водоснабжения и водоотведения в хозведение, а являлось намеренным и целенаправленным действием в целях передачи указанных объектов в пользование конкретных хозсубъектов в обход процедуры проведения торгов. Соответственно, данные факты свидетельствуют о достижении администрацией, предприятием «Теплоком», «ЧПВ», «ЧПК» определенной договоренности, которая может привести к ограничению в доступе иным хозсубъектам к объектам. (Дело № А76-1608/2019)