Арбитражный суд Центрального округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор», подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. ФАС давно известна как орган, занимающийся преследованием малого бизнеса. Теперь ФАС обвиняет и институты поддержки МСП в координации действий малого бизнеса и в ненадлежащем оформлении буклетов.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против учреждения по признакам нарушения части 5 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в координации экономической деятельности субъектов малого предпринимательства, путем доведения ограниченной информации о мероприятии.
Суд пришел к выводу о доказанности ФАС правонарушения — в своей деятельности по реализации мероприятий по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства(МСП) и оказанию им содействия в возможности получить услугу по декларированию и сертифицированию учреждение, выступая в качестве самостоятельного хозсубъекта в отношениях с третьими лицами, будучи ограниченным законом в пределах реализации своих прав по распределению субсидий, воздействуя на субъектов МСП путем их самостоятельного, а не публичного и конкурентного отбора, направлению в получении вида услуги, продукции и исполнителя услуг, перераспределив тем самым конкурентный баланс в указанном сегменте рынка в пользу определенного хозсубъекта, не допустило к оказанию услуг по декларированию и сертифицированию других хозсубъектов.
Судом приняты во внимание следующие установленные ФАС факты, свидетельствующие о наличии у учреждения потенциальной возможности воздействия на рынок услуг путем отбора адресатов услуги и лиц, которые будут ее оказывать: статус государственного автономного учреждения — некоммерческой организации, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов госвласти Брянской области, в том числе, в сфере повышения потенциала МСП в экономике региона, наделение учреждения ресурсом — субсидией из федерального бюджета, с оплатой соответствующих работ и услуг, выполняемых (оказываемых) третьими лицами.
Задачей бизнес-инкубатора являлась организация предоставления соответствующих услуг с соблюдением принципов открытости, прозрачности, равного доступа субъектов МСП к названному ресурсу, с достижением конечного результата – получения эффективной услуги в виде сертификата (декларации) соответствия продукции (товаров, работ, услуг).
Судом проверены факты, на которые сослалась ФАС, сопоставившая действия бизнес-инкубатора с указанными выше задачами, что привело суд к выводу, что указанные цели и задачи не достигнуты, а следовательно, освоение у бизнес-инкубатором денежных средств субсидии проведено с нарушением антимонопольного законодательства: принято во внимание содержание публикации в газете «Деловой Брянск», и опубликованной на сайте бизнес-инкубатора, в буклетах информации, содержащей лишь общие сведения о проводимом мероприятии без перечня услуг и иных сведений, консультирование о конкретике предлагаемых услуг лишь при личном обращении.
Содержание буклетов, согласно которым решение по поданной заявке, в том числе, выборе вида услуги принимает бизнес-инкубатор, поступление в учреждение в период с 03.07.2017 по 04.08.2017 22 письменных заявок о предоставлении услуг в рамках финансового обеспечения только на исследование пищевой продукции и без конкретики состава услуг, интересующих потребителей, отсутствие, тем не менее, в нарушение Административного регламента, уточняющих запросов, а также запросов в соответствующие органы для получения информации и консультаций, ненаправление письменных ответов, т.е. незаинтересованность бизнес-инкубатора в надлежащей организации процесса предоставления услуг и их содержательной составляющей, непроведение во исполнение государственного задания закупки услуги по №223-ФЗ с отбором претендентов на ее оказание, оказание услуг единственной организацией ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области» фактически во исполнение прямого соглашения о сотрудничестве, и состояли лишь в проведении лабораторных испытаний без получения кем-либо из 22 лиц, подавших заявки, конечного документа – сертификата соответствия, с варьированием цены от 5 215 рублей 60 копеек до 78 116 рублей 71 копейки,
— отсутствие у ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области» аккредитации иной, кроме как стандартизации и лабораторных исследований пищевой продукции, без полномочий на выдачу деклараций и сертификатов, — отсутствие запросов со стороны учреждения в адрес иных организаций, оказывающих соответствующие услуги, до начала реализации программы, направлении запроса только в адрес ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области».
Проведенный ФАС анализ сферы предоставления на территории Брянской области услуг, требующих сертификации, что в совокупности свидетельствует о воздействии на рынок покупателей (потребителей) услуг, путем ограничения доступа к государственной поддержке субъектов МСП, разделу по составу потребителей и исполнителей услуги с предоставлением преимущества ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Брянской области». Изложенное привело суд к выводам о законности решения ФАС. (Дело № А09-2528/2018)