Источник изображения

Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «ПКФ «Центральный грузовой порт» (г. Астрахань), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения, в ходе реализации которого порт по согласованию с Астраханской таможней взимает с участников ВЭД плату за въезд и парковку в зоне таможенного контроля.
Таможенный перевозчик при перевозке товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита обязан следовать по определенному маршруту перевозки в место доставки товаров (в ЗТК), на пост Астраханской таможни. В случае несоблюдения таможенным перевозчиком указанных условий предусмотрена административная ответственность. Исходя из вышеизложенного, таможенный перевозчик вынужден осуществить проезд в ЗТК по территории, принадлежащей порту. Также, исходя из норм, установленных таможенным законодательством РФ, взимание платы за нахождение транспортного средства, перевозящего находящиеся под таможенным контролем товары, на указанной территории после завершения таможенной процедуры транзита, не запрещено. В свою очередь, за въезд на территорию ЗТК и стоянку транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары до завершения таможенной процедуры транзита, плата не должна взиматься.
Суд отметил, что оказание услуг по Тарифному руководству портом является хозяйственной деятельностью, так как направлено на извлечение прибыли. Кроме того, данная деятельность связана с обслуживанием юр- и физлиц, перемещающих через государственную границу РФ товары и транспортные средства, в связи с чем, осуществление на территории ЗТК деятельности, связанной с оказанием услуг по Тарифному руководству портом для лиц, совершающих таможенные операции, допускается только с разрешения таможенного органа. Хоздеятельность, осуществляемая на территории порта, была согласована Астраханской таможней.
Одним из требований к обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения (СВХ), является наличие подъездных путей. Подъездные пути — это автомобильные дороги, соединяющие предприятие (в данном случае СВХ) с дорогами общего пользования. В свою очередь, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Отсутствие иных мест въезда в зоны таможенного контроля поста Астраханской таможни, кроме КПП 1, а также отсутствие иных подъездных путей к зоне таможенного контроля поста Астраханской таможни в совокупности с взиманием портом платы за въезд через КПП 1 приводит к созданию барьеров для участников ВЭД при осуществлении таможенных операций. При этом, места размещения зон таможенного контроля поста Астраханской таможни согласовывались между портом и Астраханской таможней. Таким образом, из приведенных норм права следует, что у порта отсутствовали законные основания для взимания платы, а у Астраханской таможни — для согласования указанных действий. (Дело № А40-48286/2018)