Источник изображения

Арбитражный суд Дальневосточного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ОАО «Международный аэропорт Владивосток», подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС было возбуждено дело против аэропорта по признакам нарушения части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в установлении различных цен (договорная стоимость за услугу с каждым оператором).
Аэропорт по расчетам ФАС занимает доминирующее положение на рынке услуг в отношении использования объектов инфраструктуры аэропорта. АО «Авиакомпания «Аврора» и ООО «Аэро-Груз», являющиеся операторами в Международном аэропорту Владивосток (Кневичи), имеют заключенные с АО «МАВ» договоры, обуславливающие их доступ к инфраструктуре аэропорта в целях оказания потребителям услуг. Поскольку такие услуги оказываются с использованием объектов инфраструктуры аэропорта, то единственным условием для предоставления доступа к таким услугам с использованием таких объектов является наличие технической возможности.
Предметом заключенных между главным оператором и третьими лицами договоров является платный доступ к объектам инфраструктуры в аэропорту, который квалифицируется как оказываемая услуга по обеспечению возможности использования объектов инфраструктуры в целях оказания иными операторами услуг по обслуживанию воздушных судов. Помимо прочего аэропорт оказывает третьим лицам и иные платные услуги. В частности, АО «Авиакомпания «Аврора» оплачивает главному оператору услугу по обеспечению содержания и круглосуточного функционирования контрольно-пропускного пункта-4, через который техника и персонал указанной авиакомпании попадают в контролируемую зону аэропорта: на перрон Терминала «Б» и на перрон Терминала «А». Кроме того, компания является получателем тарифов и сборов с операторов в аэропорту.
Суды посчитали обоснованными выводы ФАС о том, что одновременное установление и взимание аэропортом-субъектом естественной монополии платы за обеспечение возможности использования объектов собственной инфраструктуры, получение всех сборов и тарифов, установленных нормативно, а также платы за услуги, реально оказываемые и действительно необходимые операторам, является злоупотреблением правом, поскольку могут поставить контрагентов в положение, когда они не смогут реализовать принадлежащие им права на доступ к использованию объектов инфраструктуры аэропорта. При этом судами отмечено, что спорные действия главного оператора аэропорта фактически представляют собой навязывание операторам так называемой услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре аэропорта, что не соотносится с критерием добросовестности и запрещено антимонопольным законодательством. Суды пришли к выводу о нарушении аэропортом антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены на товар (услугу). (Дело № А51-12808/2019)