
К предложению ФАС дифференцировать размер лицензии для крупного и малого бизнеса стоит отнестись с большей осторожностью. Стремление увеличить роль малого бизнеса на рынке реализации алкоголя де факто означает рост точек продаж. При том. что Россия и так впереди планеты всей по числу точек продаж алкоголя на душу населения. Так, одна алкогольная лицензия у нас приходится на 0,5 тыс. жителей (включая младенцев), а в Норвегии и Швеции — на 20 и 30 тыс. жителей, то есть в 40 и 60 раз меньше. Именно широкая доступность алкоголя является причиной того, что, по оценкам ВОЗ, до полумиллиона смертей в 2014 г. было прямо или косвенно связано со злоупотреблением алкоголем.
Таким образом, реализация предложения ФАС приведет лишь к росту доступности алкоголя и смертности.
При этом, у обоих ведомств упущен «демографический» аспект в регулировании алкогольного рынка. Политика в части выдачи лицензий должна быть направлена на сокращение доступности алкоголя и изменения структуры потребления: с крепких напитков — в пользу некрепких, в первую очередь натуральных вин. Поэтому предложение Минэкономразвития о дифференциации стоимости лицензии в зависимости от размера реализации стоит дополнить дифференциацией в зависимости от типа алкогольных напитков. Винодельня в Крыму, имеющая небольшой ресторанчик и магазин, реализующий только собственную продукцию, очевидно должен платить за лицензию меньше торгового центра или пивного ларька в Москве.
Более того, надо установить фиксированное число алкогольных лицензий каждого вида по субъектам РФ и поэтапным сокращением. А стоимость лицензии установить не фиксированную, а разыгрывать их на аукционе.