Напомним, что упор на электронные аукционы — любимая тема ФАС. В предшественнике закона 44-ФЗ о контрактной системе, 94-м ФЗ аукционный перечень был настолько обширен, что Россия стала закупать на аукционах 59% всего госзаказа. ближайшими к нам были Великобритания и Южная Корея — всего 5%. У других стран еще меньше. Упор исключительно на ценовой критерий в ущерб качеству породил класс посредников, зачастую аффилированных с ФАС, отсек от госзаказа конечных производителей товаров и услуг. Если добавить к этому поставки некондиционного детского питания в школы и детсады, то не стоит удивляться, почему 94-ФЗ считался худшим законом России. Несмотря на отчаянное сопротивление руководителя ФАС гр-на Артемьева, в 2013 г. был принят новый, более сбалансированный закон о контрактной системе, в том числе переведший строительство и ряд других закупок с аукциона на конкурс. Однако после поглощения Федеральной службы по тарифам гр-н Артемьев решил, что ему все позволено, и решил отыграться и на этом поле. Как и другие законодательные инициативы ФАС, эту новацию отличает пренебрежение мировым опытом, удар по реальному сектору экономики и чудовищную коррупцию.
Еще в 2010 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила перевод выбора подрядчика при проведении строительных работ на электронный аукцион. При этом в 2015 году строительные работы были проведены на 2,07 трлн. руб. (39% госзаказа), по данным МЭР (существенную часть из них составляют нетиповые проекты, в частности, заказ на 228,3 млрд руб. на мост через Керченский пролив). ФАС, в свою очередь, оценивает обсуждаемые контракты в 2015 году в 1,1 трлн руб. Сейчас госзаказчик обязан выбирать на электронных аукционах подрядчика для строительных работ до 150 млн. руб.
Тогда, некоторые представители строительной отрасли высказали точку зрения, что электронные аукционы при размещении заказов на строительство работать не могут, поскольку на них в ряде случаев происходит неоправданное снижение цен, которое может привести к ущербу для качества. По словам руководителей строительных предприятий, в ряде случаев аукционы выигрывают малоизвестные компании, которые снижают цену на 35-40 процентов, а потом либо скрываются с деньгами, либо под угрозой срыва строительства вымогают у заказчика дополнительные средства.
Соответственно, чтобы избежать проблем с качеством, ФАС предлагает ввести предварительную квалификацию участников с понятными требованиями. «Например, чтобы получить контракт на 150 млн руб., докажи, что уже выполнял контракт на 50 млн», – рассказал Цариковский. Без этого, возвращение всей стройки на аукционы и снижение качественных критериев опасно, рынок заполонят недобросовестные строительный компании, считает первый проректор ВШЭ Александр Шамрин.
Наконец, у ФАС есть «черный список» недобросовестных поставщиков, который для организаторов торгов может стать аргументом против возможной победы в аукционах на госзаказ проштрафившихся участников. Этот список есть в открытом доступе на сайте ФАС (http://rnp.fas.gov.ru/). Главы регионов и городов, государственные заказчики могут ознакомиться с ним. Такие списки есть у строительного департамента любого субъекта Федерации или муниципалитета.
При этом спор (в частности, о госзаказе на строительство по типовой документации — социальном жилье, школах и детских садах) ФАС и Минэкономразвития о применении обязательных электронных аукционов в рамках госзаказа поднялся на уровень главы Правительства РФ. 29 января глава Минэкономики Алексей Улюкаев отправил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо о том, что ведомству не удалось согласовать с ФАС новую редакцию перечня закупок, которые можно будет осуществлять только путем электронных аукционов. ФАС же опубликовала на regulation.gov.ru свои поправки к действующей редакции перечня — притом что месяцем ранее они уже были заблокированы Минэкономики и Минстроем. ФАС настаивает на том, чтобы передавать на электронные аукционы госконтракты, строительная документация на которые прошла экспертизы и «используется повторно», мотивируя это прозрачностью процедуры. Минэкономики же предлагает применять к ним более широкий спектр процедур и оценивать исполнителей не только по цене — это, в частности, позволяет нажимать на подрядчиков, снижая цену строительства, завышенную в типовой документации,— или, наоборот, избегать откровенно демпингующих подрядчиков.
По мнению куратора рабочей группы по закупкам экспертного совета при правительстве Георгия Сухадольского, регулирование электронных аукционов «направлено на минимизацию цены контракта и не учитывает расходов на риски срыва контрактов и их социальные последствия». Против предложения ФАС выступили Минстрой и крупнейшие заказчики, включая Правительства Москвы и Московской области. ФАС фактически реанимирует раскритикованный профессионалами прежний закон о госзакупках 94-ФЗ.