Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила проект методики по установлению рублевых тарифов в портах. Минэкономразвития согласовало, но с поправкой о внесении положения о необходимости учета доходов и расходов как по регулируемым, так и по нерегулируемым видам услуг, чтобы прибыль от последних перераспределялась в пользу снижения тарифов. Минтранс против. По мнению Минтранса, регулирование ставок может привести к снижению доходности и, как следствие, сокращению инвестиций в перевалочные мощности. Министерству не очевидны преимущества возврата к регулированию тарифа в порту, как и его расчета в рублях. Широкий резонанс вызвала эта затея среди чиновников и представителей бизнес общественности. причем те кто имеет в портах активы, выступили против методики, те у кого нет ничего – за регулирование. По мнению экспертов, регулирование тарифов естественно приведёт к их снижению, что скажется на инвестиционной привлекательности. Регулятор пообещал рассмотреть поступившие предложения.
При этом по словам замруководителя ФАС Андрея Цариковского пока еще окончательное решение по тарифам в портах не принято. Возможен такой вариант, когда ФАС регулирует тарифы через предписания, то есть не госрегулирование тарифов, а если хозсубъект нарушает ему выносится предписание. Ситуация с возвращением госрегулирования тарифов в портах началась, когда в 2015 году на комиссии ТЭК Владимир Путин поручил разобраться с резким повышением тарифов и установление их в валюте. При этом дерегулирование в портах было начато в 2010 году еще ФСТ.
Ранее регулированием тарифов в портах входило в компетенцию ФСТ, оно же устанавливало его в валюте. Но в 2013 году этот сектор был либерализован и регулирование отменено. Например, с марта 2014 года операторы морских терминалов были исключены из реестра субъектов естественных монополий через соответствующее
По мнению представителей стивидоров, отмена госрегулирования тарифов в портах привело к активному развитию инфраструктуры. Например, объемы перевалки увеличились с 1992 по 2015 год в 6 раз, с учетом того что рост также происходил и в кризисные года: 1998, 2008 и 2014. Это свидетельствует о развитой конкуренции и адекватной ценовой политике. Ограничение валютных операций противоречит ГК РФ и закону о валютном регулировании.
Если методика ФАС будет принята за основу, то это может привести к снижению выручки и налога на прибыль портов, уменьшение инвестиций в модернизацию, а также возникновение проблем с обслуживанием кредитов. Также представители стивидорских компаний говорят о наоборот снижении тарифов, например, на перевалку зерна в Азово-Черноморском бассейне с $32 в 2007 до $18 в 2016 году.
По мнению компаний, кто отправляет грузы, в портах отсутствует конкуренция, с учетом нестабильности курса доллара тарифы должны быть установлены в рублях, а услуги погрузочно-разгрузочных работ должны быть конкретизированы, чтобы стивидоры не плюсовали к ним дополнительные услуги, что приводит к удвоению стоимости. Также есть мнение других стивидоров, что методика не направлена на уничтожение портовой отрасли, просто методика должна быть доработана.