Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вмешалась в ценообразование автовокзалов. Причем претензии регулятора вызвали не уровень цен, а механизм ее формирования. В этот раз регулятор выступил против установления стоимости услуг автовокзалов перевозчикам в процентном отношении от цены проданных билетов. То есть по мнению ФАС, автовокзалы должны вместо этого установить одинаковую плату для всех вне зависимости от объема перевозок. Очевидно, что такой подход ФАС ударит в первую очередь по мелким перевозчикам. ФАС не только опять принимает решения не в интересах малого бизнеса, но и формирует разную практику в разных регионах по аналогичным делам.
В ФАС поступили жалобы от ООО «Асиновское Аавтопредприятие» (АТП) и ЗАО «Бакчаравтотранс» на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Томскавтотранс» путем включения в договоры на оказание услуг, не связанных с перемещением пассажиров и багажа, с использованием автотранспортных средств. По мнению заявителей, это ущемляет экономические интересы конкурентов.
ФАС возбудила дело в отношении ОАО «Томскавтотранс» по признакам нарушения п. 6, 8 ч. 1 ст.10 135-ФЗ в части создания дискриминационных условий и установлении различных цен на одни и те же услуги при осуществлении деятельности по оказанию услуг автовокзалов на территории г. Томска, путем установления стоимости услуг в виде процентного отношения от цены проданных билетов на перевозку пассажиров и багажа. ОАО «Томскавтотранс» включено в реестр хозсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, ведение которого отменено «4-м антимонопольным пакетом». Доля ОАО «Томскавтотранс» на рынке услуг составляет более 65%, следовательно, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 135-ФЗ, является хозсубъектом, занимающим доминирующее положение на данном товарном рынке. Автовокзал оказывает перевозчикам следующий перечень услуг: предварительная и текущая продажа билетов на автобусные, продажа билетов льготным категориям пассажиров; обеспечение посадки пассажиров и погрузки багажа в соответствии с приобретенными билетами, диспетчерское обслуживание транспортных средств перевозчика, информирование пассажиров о действующем расписании и времени отправления автобусов.
В соответствии с договорами ОАО «Томскавтотранс» получает от перевозчика вознаграждение за услуги, в размере 15% от общей суммы выручки реализованных билетов и 50% от реализации багажных квитанций за провоз багажа. ФАС пришла к выводу, что такой порядок ценообразования не соответствует 135-ФЗ, т.к. «ущемляет интересы определенных групп перевозчиков, создает дискриминационные условия». Вместе с тем, перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта, и стоимость проезда увеличивается пропорционально дальности следования по маршруту, соответственно, увеличивается сумма выручки от реализации одинакового количества билетов, и как следствие увеличивается сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала, что свидетельствует о дискриминационном принципе формирования цены.
При этом принцип исчисления оплаты услуг автовокзалов, построенный на процентном отношении к стоимости проданных билетов Перевозчика, по мнению ФАС, не учитывает количество полученных услуг тем или иным перевозчиком от автовокзала. И ставит в неравные условия тех перевозчиков, которые имеют большую стоимость цены билетов в результате объективной необходимости (длины маршрута), по сравнению с теми перевозчиками, у которых стоимость билетов дешевле (так как их маршрут короче), но при этом и те, и другие перевозчики получают одинаковые услуги автовокзала. В результате Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отклонил иск автовокзала к ФАС. (Дело № А67-8108/2015)
Этот случай — яркий пример того, что дела ФАС по ценовой дискриминации представляют собой волюнтаризм чиновников. Аналогичный случай в деле против пермских автовокзалов, подобный подход ФАС приведет к тому, что перевозчики с небольшой выручкой будут платить столько же, а в процентном отношении больше. Они переложат это в стоимость билетов. Цена на небольшие расстояния вырастет. Установление разных цен для разных потребителей — т.н. ценовая дискриминация — в последние десятилетия де-факто в развитых странах все чаще считается внутренним делом компании, а не нарушением антимонопольного законодательства.