Эксперты отмечают, что если выполнить требования Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о предквалификационных критериях к участникам концессионных конкурсов, то грань между концессией и госзаказом исчезнет. Что станет причиной не увеличения конкуренции, как думает ФАС, а участия компаний неспособных выполнить такие сложные работы, что приведет к невозможности реализации инфраструктурных проектов.
В связи с возникшей ситуацией, когда ФАС отменила концессию на строительство частично платной дороги Стерлитамак – Магнитогорск длиной 171 км, на коллегии Минэкономразвития первый Вице-премьер Игорь Шувалов пытался выяснить у Министра транспорта Максима Соколова в чем отличие госзакупок от концессий, если у концессионера нет собственного риска и он получает гарантированные платежи из бюджета. Соколов пояснил, что главное отличие — это распределение рисков, а не размер платы и посоветовал Шувалову почитать соответствующую литературу. По словам представителя «Дорстрой инжиниринг», которой принадлежат 100% акций Южноуральской дирекции автодороги, которая и написала жалобу на концессию по строительству дороги, они не ожидали таких масштабных последствий своей жалобы и поясняют, что при осуществлении концессии, компенсировать расходы собирались из бюджета по причине того, что дорога частично платная, а запуск такого проекта в рамках госзаказа было сложнее и дороже. Руководитель ФАС Игорь Артемьев, отмечает, что госзаказ является более прозрачной процедурой, нежели концессия. в концессии доля субъективных критериев ограничена 80-90%, а в госзаказе всего 20%. Тем более 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» позволяет выбрать заранее ту компанию, которая нужна и завысить стоимость.
Шувалов поручил проработать необходимые изменения в 115-ФЗ если закон не позволяет точно сказать является ли соглашение концессионным или это госзакупка, но при этом отметил, что заключенные соглашения пострадать не должны. Но, Артемьев предупредил, что проверять соглашения будет все равно. По данным ФАС всего зафиксировано порядка 40 концессий на сумму 270 млрд. руб., в которых концендент полностью возмещает затраты концессионера.
Замруководителя Минэкономразвития Станислав Воскресенский заявил, что будет создана совместная рабочая группа с ФАС. И уже Минэкономразвития предлагает включить в 115-ФЗ норму, по которой государство должно проверять сначала, что выгоднее госзаказ или концессия. Правительство и Госдума готовы узаконить концессию, когда плата концессионеру составляет 100%, но антимонопольное ведомство против, считая, что это неэффективное расходование средств. Артемьев предупредил, что это очковтирательство при реализации псевдопроектов. Замруководителя ФАС Рачик Петросян предлагает провести границу между госзакупками и концессиями, установив требования к участникам торгов по концессии, где будут ограничены неценовые критерии, а также перейти на электронные площадки при реализации концессий. Эксперты напоминают, что плата концендента появилась в 2012 году по поручению Президента. Тогда Правительство определило, что возложение всех финансовых обязательств или части на концендента это гарантия для инвестора. Также отмечается, что изменения, которые будут внесены могут быть недостаточно проработаны и только ухудшат ситуацию.