Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о замечаниях к системе распределения госсубсидий в сельском хозяйстве в своем докладе. С этого года регионы получили большую самостоятельность в распределении субсидий на развитие сельского хозяйства после принятия Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1556 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК».
Ранее Минсельхоз имел право на выделение 54 различных субсидий на развитие конкретных отраслей, а регионы не имели права перераспределять их, например, увеличив субсидии мясопроизводителям за счет сокращения субсидий молочникам. Теперь регионы получат 7 видов субсидий в больших объемах, и 1 единую субсидию, которые смогу распределять по своему усмотрению. ФАС считает, что решение давать регионам права по распределению субсидий неправильное, по причине того, что в итоге эти средства не доходят до многих сельхозпроизводителей, особенно это коснулось молочной отрасли и агрострахования. Ведомство также отметило, что передача права распределения субсидий позволяет вводить регионам избыточные требования к получателям. В связи с этим правила необходимо доработать, дабы избежать создания дискриминационных условий как для отдельных сельхозпроизводителей, так и для региона в целом, считает ФАС. А пока будут готовится изменения, необходимо вести мониторинг, чтобы не допустить нарушений и не обделить определенные отрасли сельхозпроизводителей. Минсельхоз рассмотрит предложения ФАС в ближайшее время. При этом Минсельхоз отмечает, что дефицит средств существовал и в старой схеме субсидирования кредитов, только за 2016 год было выдано 1,2 трлн. руб. краткосрочных кредитов, из которых просубсидировано на сумму 200 млрд. руб. Специалисты молочной отрасли отмечают, что в этом году из-за проблем с получением субсидий, производство молока может снизиться. Также специалисты отмечают доступность субсидий для крупных производителей, которые в приоритете у регионов. Также не обеспечивается на местах пропорциональность при выдаче субсидий, то есть субсидии направляются в определенные сектора оставляя остальных без поддержки. Регионы в основном субсидируют те отрасли где срок окупаемости значительно ниже, например, производство мяса, в отличие от молочной отрасли, где капиталоёмкость и срок окупаемости выше. Хотя Минсельхоз отмечает, что малые предприятия по новой схеме получили 20%-ную квоту в общем объеме субсидий. Но молочники считают, что в случае отказа от плановой целевой поддержки, ясного понимания перспектив нет, как и ясных правил распределения средств внутри регионов. Что может привести к параличу молочной отрасли при отсутствии предсказуемой и долгосрочной политики субсидирования как на федеральном, так и региональном уровнях. По мнению специалистов, администрирование в сельском хозяйстве должно оставаться за федеральным центром, но с учетом специализации регионов. Но не только молочники кричат о возникших проблемах с субсидированием, также и агростраховщики говорят об отказе регионов направлять средства на агрострахование.
За 2016 год число застрахованных сельхозплощадей снизилось в 2 раза по сравнению с 2015 годом. Агростраховщики считают, что в 2017 году объемы страхования также будут снижаться. При этом необходимо отметить, что регионы и так сильно зажаты федеральным центром.