ФАС в очередной раз отложила рассмотрение дела в отношении губернатора Белгородской области Евгения Савченко, администрации Белгородской области и ряда фондов. Дело было заведено по ст. 16 135-ФЗ.
Напомним, что 23 ноября 2015 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении губернатора Белгородской области Евгения Савченко за «антиконкурентное» соглашение на агропродовольственных рынках.
Из текста определения дела в отношении губернатора стало известно, что ФАС в конце весны и летом 2015 года дважды проводили масштабные проверки в департаменте АПК, Фонде развития и Фонде продвижения Белгородской области. Примечательно, что проверки проводились силами не территориального Белгородского управления, а управлением по борьбе с картелями Центрального аппарата. Это управление славится тем, что 2/3 его дел возбуждаются против малого бизнеса, почти столько же суд потом признает незаконными. Курирует его заместитель и соратник г-на Артемьева по партии «ЯБЛОКО» Александр Кинев, фигурант уголовных дел, неоднократно замеченный в возбуждении заказных дел в интересах иностранных компаний и других сомнительных структур. Вот вам сразу раз, и два, и три, и четыре — для размышления.
Во время одной из проверок в департаменте агропромышленного комплекса антимонопольщики нашли копию протокола поручений об организации контроля поступлений и расходования внебюджетных фондов в 2014 году (16 января 2014 протокол был подписан Евгением Савченко). Из протокола следовало, что департамент АПК должен проследить, чтобы выступающие ответчиками предприятия, финансируемые из областного бюджета, вернули определённые деньги во внебюджетные фонды, также выступающие ответчиками: в Фонд содействия развитию инженерной, строительной и социальной инфраструктур области — 1,655 миллиарда рублей, в Фонд продвижения продукции производителей области — 1,26 миллиарда рублей. Кроме того, в Фонд продвижения продукции дополнительно необходимо было предоставить 177, 623 миллиона рублей по экономически значимым программам.
Подчёркивается, что департамент неукоснительно следил за трансферами денег, а также за задолженностями как в целом по отрасли, так и у конкретных предприятий. Эта информация дальше использовалась для формирования бюджета отрасли: то есть, те, у кого был долг, получали определённую сумму, а те, кто платил в срок, — другую, вероятно большую.
Предприятия перечисляли деньги в виде добровольных пожертвований — особенно подчёркивается, что все «жертвователи» получали субсидии из областного и федерального бюджетов в соответствии с действующим законодательством. В дальнейшем деньги из Фондов развития и содействия перечислялись отдельным предприятиям на льготных условиях, без каких-либо конкурсов.
Ещё одним фактом, установленным ФАС, стала разница в арендной плате для разных сельхозпредприятий Белгородской области. В частности, те хозсубъекты, что подписали соглашение о перечислении добровольных пожертвований на строительство дорог, арендовали землю за меньшую плату по сравнению с не сделавшими этого предприятиями. Соответствующие изменения закреплены в Постановлении Правительства области от 10.02.2006 года № 36-пп. Дело рассматривалось в Москве 21 декабря 2015 года.
Ответчиками по делу также выступают Фонд продвижения продукции производителей, Фонд содействия развитию инженерной, строительной и социальной инфраструктуры Белгородской области; ОАО «Корпорация „Развитие“», занимающаяся поисками инвесторов для региона и входящее в неё ООО «Дирекция инвестиционного развития»; местные предприятия ООО «Зелёная долина-Агро», ООО «Молочная компания „Зелёная долина-2“», АО «Молочная компания „Зелёная долина“», ООО «Нива», ОАО «Новопесчанское», СКПК «Лотос», ООО «Молочная компания „Северский Донец“» и ООО «Старооскольский ликероводочный завод „Люкс“». В соглашении между правительством и этими компаниями антимонопольщики увидели признаки нарушения статьи 16 закона «О защите конкуренции».
Если ФАС признает нарушение со стороны губернатора области, то он может быть не только оштрафован, но и дисквалифицирован по ст. 14.32 КоАП. Должностным лицам грозит штраф от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок до 3 лет. Штраф юридическим лицам зависит от суммы выручки, но не менее 100 тыс. руб. По сути, ФАС уничтожает экономическую модель развития Белгородской области. Модель, которая стала основой «белгородского экономического чуда», выведшая область в лидеры по всем основным социально-экономическим показателям. Так, по уровню ВРП на душу населения Белгородская область занимает 3-место по России за период 2000-2012 гг., опережая Санкт-Петербург, Москву и Татарстан. По последним опросам, Е.С. Савченко входит в тройку самых эффективных региональных лидеров России. В Белгородской области продолжительность жизни выше средней по стране. В центральном федеральном округе только Москва и Белгородская область прирастают населением – во всех остальных регионах убыль. В области практически нет сирот — их разбирают по семьям. Также основным направлением работы Губернатора является восстановление православных храмов.
Регион – лидер в развитии сельского хозяйства, последнее время он лидирует по производству куриного (573,3 тыс. тонн мяса птицы) и свиного мяса. Второе и третье места заняли Челябинская (243,1 тыс. тонн мяса птицы) и Ленинградская (221 тыс. тонн) области – с двух-трехкратным отставанием!
По строительству и вводу жилья (в том числе коттеджного типа в селах) — область одна из лучших уже второе десятилетие (6-е место), оставив далеко позади всех соседей по черноземью, и соперничая разве что с двумя столими и богатыми нефтью Тюменью, Татарстаном, Башкортостаном. Но и в промышленном развитии области нет равных в Черноземье, а качество дорог бросается в глаза любому автомобилисту, пересекающему границы области.
Белгородская область, один из самых успешных регионов по привлечению инвестиций: в данном регионе по итогам было привлечено 88,5 тысяч рублей в пересчете на одного человека, что в 2 раза больше чем во Владимирской или Воронежской, в 3-4 раза больше чем в Костромской и Ивановской, в 25 раз больше, чем в соседней Курской, и в 100 (!) раз больше, чем в Тамбовской обл. Власти выделяют землю для исполнения проектов, способствуют подведению инженерных коммуникаций, строят дороги к инвестиционным объектам, а также предоставляют гарантии по взятым аграриями кредитам. В рейтинге регионов с самым благоприятным инвестклиматом Белгородская область занимает 3-е место, опережая Москву (13-е место).
Секрет белгородского чуда, к сожалению, слабо исследован нашими экономистами, но очевидно, что ФАС ударил в одну из его составляющих. Вместо распространенных на Руси поборов, откатов и долей чиновникам существовал прозрачный механизм фондов развития, которые вкладывали средства как в строительство инфраструктуры, так и в продвижение продукции. Отметим, что в калужской модели, тоже принесшей заметные успехи, инфраструктура для привлеченного бизнеса создавалась на заемные средства, и выплата процентов тяжким бременем ложится на региональный бюджет. Белгород же избрал «солидарную модель» — в развитие инфраструктуры и каналов сбыта вкладывают предприниматели, получающие поддержку. Заметим, что речь не шла о вытеснении или дискриминации бизнесменов, не желающих отчислять деньги в фонды, они просто получали меньше поддержки. А дифференциация ставок арендной платы – вообще широко распространенный механизм поддержки регионами разных проектов. Например, меньше за аренду платят учреждения социальной сферы. То, что ФАС ударила по Савченко – очередное подтверждение деструктивной деятельности команды Артемьева и ее работы в интересах иностранного лобби.