Согласование тарифов агрегаторами услуг такси и перевозчиками будет считаться картельным сговором. Предложение по тарифам агрегаторов такси и контрагентов, осуществляющими перевозку пассажиров, содержится в проекте поправок к законопроекту «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…», разработанному Минтрансом. Текущая версию поправок несколько участников рынка назвали «самой жесткой» из ранее существовавших.
По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, онлайн-сервисы и перевозчики являются конкурентами, потому что действуют на одном рынке. Значит, согласование цен на услуги — «это картельный сговор», и для него есть ст. 178 УК РФ, сообщил глава ФАС. «Кроме того, закон запрещает органам власти не только создавать картельный сговор, но и координировать попытки таких действий». История с ситуацией по недовольству таксомоторных парков ценовой политикой агрегаторов такова. Борцы c рынком онлайн-агрегаторов таксомоторных перевозок, не получив в августе 2015 года поддержки в ФАС, написали письмо на имя главы правительства Дмитрия Медведева. Федерация автовладельцев России (ФАР) в июле 2015 года направила обращения в ФАС, Генпрокуратуру и Общественную палату с просьбой проверить деятельность компаний-агрегаторов, работающих на рынке таксомоторных перевозок, — ООО «Яндекс» (100% дочка Yandex N. V.), ООО «ГетТакси Рус» и Uber B.V. — на предмет соблюдения российского законодательства. По мнению ФАР, эти компании, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, навязывают автопаркам «монопольно низкие тарифы», что ведет к формированию убыточной ценовой политики остальными участниками рынка. «Я здесь не вижу нарушений антимонопольного законодательства. Мне конфликт кажется несколько надуманным», — заметил еще в июле 2015 года замглавы ФАС Андрей Цариковский. Он добавил, что сочувствует сотрудникам таксопарков, но отметил, что интернет-сервисы являются «очень удобными». Говоря о своем личном отношении к такси-сервисам, Цариковский показал журналистам iPhone, на котором установлено приложение Uber, и сказал «ну сами видите». В Москве подобных конфликтов не наблюдалось — видимо, петербургские таксисты взяли пример с Франции, предположил замглавы ведомства.
Видимо под давлением таксомоторных парков ФАС в августе всё-таки начала расследование деятельности такси-агрегаторов. «Наша служба проводит расследование по большому количеству запросов в отношении Uber, Gett и «Яндекс.Такси» на предмет наличия в действиях данных компаний возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства», — заявил тогда замначальника управления контроля транспорта и связи ФАС Алексей Горлинский.
Но, в октябре 2015 года ФАС отказала ФАР, подчеркнув, что, помимо трех упомянутых сервисов, водители используют и другие программы, в том числе принадлежащие таксомоторным компаниям. ФАС не считает, что Uber, Gett и «Яндекс.Такси» занимают доминирующее положение на рынке перевозок: деятельность компаний заключается в сборе и передаче информации между пользователями услуг такси и перевозчиками, сами же они транспортных услуг не оказывают. При этом Игорь Артемьев отметил, что «на жалобы мы будем реагировать, расследование будет проведено, если будут какие-то нарушения, они будут наказаны, но я не вижу причины, по которой мы должны запрещать. Наш закон что говорит: никогда не осуждайте ничего, если это выгодно потребителю. Если потребителю, нажимая на кнопку, удобно, что через две минуты приезжает такси, и он получает всю информацию о его следовании и т.д. Почему мы должны это запрещать? Чтобы эти старые, дряхлые машины продолжали ездить?»
В этом вопросе подход ФАС можно признать правильным. Интернет-сервисы (Яндекс.Такси, GETT и UBER) буквально преобразили рынок, и во многом сделали за государство его работу. Так, услуги стали для потребителей на порядок удобнее, комфортнее, безопаснее и оперативнее. Даже в эконом-сегменте на смену «джихад-такси» пришли бюджетные, но новенькие иномарки, на смену «дАрогу покажешь» пришло поголовное оснащение навигацией, погоня за баллами, выставляемыми интернет-операторами, сделала таксистов более вежливыми, вместо утомительных звонков разным службам такси и получасовым ожиданиям теперь программы на смартфоне, вызов и ожидание сократились до минуты. А возможность отследить движение машины онлайн положительно сказалось на вопросах безопасности. Поэтому желание московских и некоторых федеральных властей порегулировать интернет-сервисы по меньшей мере неоправданно, и ни к чему, кроме роста цен и снижения качества привести не может. А отказ ФАС возбуждать дела на интернет-операторов по жалобам таксистов мы считаем вполне разумным и правомерным решением.