Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приняла решение о проведении полного анализа портовых услуг, перед тем как вводить ценовое регулирование. Такое решение ведомства было озвучено на встрече с представителями портового бизнеса и Минтранса. При этом ФАС сначала отправила методические указания по тарифам в портах в Правительство, и только потом выслушала мнение отраслевого сообщества. Как отмечает член Президиума Генсовета «Деловой России», генеральный директор «Новотранс Юг» Михаил Розенфельд, методические указания ФАС, в отличие от нормативных актов Минэкономразвития, экспертами не обсуждались. Информацию о документе представители портового бизнеса узнали из публикаций в деловых изданиях. По мнению представителей бизнес-сообщества, на всесторонний анализ ситуации на рынке портовых услуг у ведомства уйдет около 2 месяцев. Данная рекомендация о проведении анализа зафиксирована в протоколе Открытого Правительства и будет учтена Правительством при рассмотрении проекта Приказа ФАС о методических указаниях по тарифам в морских портах России.
Также Розенфельд отмечает, что такой подход не позволит выработать качественный документ при участии экспертов, делового и научного сообществ для обеспечения социальной легитимности. Но при этом идеология действий органов исполнительной власти является правильной, так как все согласятся с тем, что естественные монополии должны раскрывать информацию о своей деятельности.
Ситуация с возвращением госрегулирования тарифов в портах началась, когда в 2015 году на комиссии ТЭК Владимир Путин поручил разобраться с резким повышением тарифов и установление их в валюте. При этом дерегулирование в портах было начато в 2010 году еще ФСТ. Ранее регулированием тарифов в портах входило в компетенцию ФСТ, оно же устанавливало его в валюте. Но в 2013 году этот сектор был либерализован и регулирование отменено. Например, с марта 2014 года операторы морских терминалов были исключены из реестра субъектов естественных монополий через соответствующее По мнению представителей стивидоров, отмена госрегулирования тарифов в портах привела к активному развитию инфраструктуры. Например, объемы перевалки увеличились с 1992 по 2015 год в 6 раз, с учетом того, что рост также происходил и в кризисные года: 1998, 2008 и 2014. Это свидетельствует о развитой конкуренции и адекватной ценовой политике. Ограничение валютных операций противоречит ГК РФ и закону о валютном регулировании. Также Михаил Розенфельд отмечает, что ситуация с портовыми тарифами не везде одинакова. То есть рост имеет место быть, но не во всех портах и не для всех грузов. То есть ФАС должна была провести расчет при дерегуляции рынка и смоделировать возможные варианты развития.
Если методика ФАС будет принята за основу, то это может привести к снижению выручки и налога на прибыль портов, уменьшение инвестиций в модернизацию, а также возникновение проблем с обслуживанием кредитов. Также представители стивидорских компаний говорят о наоборот снижении тарифов, например, на перевалку зерна в Азово-Черноморском бассейне с $32 в 2007 до $18 в 2016 году. Также отмена регулирования привела ке уменьшению объемов перевалки через порты Украины и Прибалтики в период с 2011 по 2015 годы со 117 до 67 млн. т. Также по данным Минтранса за 7 месяцев 2016 года рост объемов перевалки грузов в морских портах составил около 6% и составил 406 млн. т. Также стивидоры отмечают, что валютные операции удобны для всех участников, как для грузоотправителей получающих валютную прибыль, так и для иностранных судоходных компаний.
По мнению эксперта, реализация товаров в национальной валюте — это хорошо, но, если бы рубль не был таким волатильным, и хороший вариант как резервная валюта. Но при этом все морские перевозки рассчитываются в долларах, отмечает он.
По мнению компаний, кто отправляет грузы, в портах отсутствует конкуренция, с учетом нестабильности курса доллара тарифы должны быть установлены в рублях, а услуги погрузочно-разгрузочных работ должны быть конкретизированы, чтобы стивидоры не плюсовали к ним дополнительные услуги, что приводит к удвоению стоимости. Также есть мнение других стивидоров, что методика не направлена на уничтожение портовой отрасли, просто методика должна быть доработана. Также Розенфельд считает, что нужно не «метаться из крайности в крайность, а прийти к эффективному решению» через диалог с экспертными, деловыми и научными кругами.