Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пересмотрела саму идею обязывать частные компании закупать у МСП. Замглавы ФАС Сергей Пузыревский сообщил, что это будет касаться только тех частных компаний с оборотом свыше 7 млрд. руб., кто получает господдержку (инвестиции, субсидии, госгарантии, льготная аренда, госзаказ). Они должны будут поделиться с МСП 10% своих закупок от совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных ими в текущем году. Часть предложений бизнеса учтено.
Например, если компания имеет годовой объем всех договоров в размере 15 млрд. руб., а субсидия от государства в размере 2 млн., то поделиться должна 10% от 15 млрд., а не от 2 млн. По мнению Минэкономразвития объем представляемой государственной поддержки в виде предоставления государственного или муниципального недвижимого имущества на праве безвозмездного пользования или на праве аренды по льготным ставкам арендной платы, либо без проведения торгов, государственных и муниципальных преференций, зачастую трудноизмерим и может быть не сопоставим с вменяемым обязательным объемом закупок у субъектов малого предпринимательства (например, на порядки превышает размер полученной государственной помощи). Это приведет к отказу хозяйствующих субъектов от поддержки ввиду дополнительных ограничений для бизнеса и нивелирует суть оказания государственной поддержки хозяйствующим субъектам. Также Министерство полагает, что возложение обязанности на единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке товаров, работ, услуг у малых предприятий может иметь ряд негативных последствий для крупных частных компаний, в том числе:
- отсутствие экономической целесообразности закупать (заказывать) товары (работы, услуги) у третьих лиц, в том числе у МСП;
- увеличение издержек в рамках обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в связи с поиском иных поставщиков (изменение географии закупок, заключением новых договоров и т.д.);
- поставка несоответствующей в рамках обеспечения государственных и муниципальных нужд требованиям продукции или риски срыва поставки товаров (работ, услуг) со стороны малых предприятий.
В свою очередь Минэкономразвития предлагает в целях исполнения поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова реализовать механизм перераспределения предоставляемой в денежном выражении государственной поддержки от крупных хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства путем обеспечения спроса на их товары и услуги со стороны крупных частных компаний в размере определенной части предоставленной государственной поддержки (10%).
Тогда крупный бизнес и сообщество корпоративных юристов в унисон выступили против законопроекта, принуждающего частные компании к закупкам у малого бизнеса. Они считали, что законопроект противоречит основам конкуренции и свободы предпринимательства и может привести к непредвиденным последствиям в виде появления фирм-однодневок для формального соблюдения нормативов. Но чиновникам нужно выполнять поручения президента Владимира Путина по поддержке малого и среднего бизнеса, и Правительство не собирается сворачивать работу над противоречивой инициативой. В письме руководителю ФАС Игорю Артемьеву председатель «Деловой России» Алексей Репик отметил, что «… обязательства для юридических лиц осуществлять закупки у субъектов МСП в размере не менее 10% от объема годовой выручки является новым административным барьером при осуществлении предпринимательской деятельности. Введение подобного регулирования является попыткой управлять активами бизнеса (10% от оборота) административными методами. Поддержка субъектов МСП не должна осуществляться в ущерб иным участникам предпринимательского сообщества, не являющимся субъектами государственного регулирования. На практике не все компании осуществляют закупки в размере 10% от годового оборота, условия ведения бизнеса отличаются в зависимости от его отраслевой специфики, инвестиционных планов и иных имеющих значение для функционирования предприятия вопросов. Поэтому введение единого требования к закупкам у МСП в указанном размере с большой долей вероятности будет нереализуемо для большинства участников предпринимательской деятельности. Данная новация также не соответствует мировому опыту, существующему в странах БРИКС и G7, где:
1) преференции малому бизнесу осуществляются в основном за счет государственных закупок и закупок компаний в регулируемых секторах экономики;
2) доля закупок у малого бизнеса определяется по отношению к общему объему закупок и не зависит от выручки компаний;
3) требование об обеспечении закупок у малого бизнеса не является обязательным для всех частных компаний.
Введение в законодательство новых существенных обязательств для бизнеса должно осуществляться после тщательно проведенного экономического анализа, с учетом мнения бизнес и экспертного сообщества, исключающего риски возникновения новых ограничений, оттока инвестиций и ухудшения бизнес-климата в стране.»
Проведя анализ подобной практики в странах БРИКС и G7: из 12 стран членов G7 и BRICS в 6 странах полностью отсутствуют квоты для закупок у МСП, у 6 стран применяются квоты в размере 5-30% закупок у МСП в рамках государственного заказа, у 4 стран применяются квоты в размере 18-30% закупок у МСП для корпораций отдельных видов регулируемой деятельности (например, оборонная промышленность). При этом, квота для закупок у МСП как общая норма, как единое требование для всех корпораций вне зависимости от вида деятельности, не применяется ни в одной.
Отрицательный отзыв на законопроект тогда был и от РСПП. Сегодня, член комитета РСПП по развитию конкуренции Анатолий Мальцан отмечает, что бизнес-сообщество поддерживает идеи Минэкономразвития, но если оставить предложения ФАС, то необходимо вводить исключения для тех товаров которые МСП не могут производить.