Национальный план развития конкуренции на 2017-2018 годы был разработан Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и сейчас уже готов проект указа Президента, который утвердит его. Этот документ позволит ФАС занять особый статус среди органов исполнительной власти. Проект указа Президента «Об основных направлениях государственной антимонопольной политики» разослан бизнес-сообществам 21 июля для подготовки предложений до 1 августа. Окончательный вариант документа был согласован на совещании у Министра Открытого Правительства Михаила Абызова и помощником Президента Андрея Белоусова.
В пояснительной записке к документу прописано, что реформа антимонопольного законодательства в целом реализована (в 2006 году принять 135-ФЗ и к сегодняшнему дню приняты четыре антимонопольных пакетов поправок), в связи с этим существует необходимость введения в работу единого программного документа, обеспечивающего активное содействие развитию конкуренции.
Видимо для одобрения данного плана развития конкуренции, в части реализации взаимодействия с силовыми структурами через Генпрокуратуру, необходим именно Указ Президента, а не как обычно такие документы согласовываются постановлением Правительства. Тем самым ФАС хочет закрепить за собой статус гражданско-силового ведомства, что позволит ей применять новые средства для антимонопольной борьбы. При этом отметим, что за развитие конкуренции отвечает Минэкономразвития, которая разрабатывала соответствующую программу развития конкуренции, действующую до 2015 года. ФАС предлагает ввести ряд показателей для количественного измерения конкуренции, так, например, до 1 февраля 2017 года необходимо разработать показатели, характеризующие уровень развития конкуренции и административных барьеров. Вместе с этим, ведомство планирует разработать методику оценки проектов импортозамещения, и то какой эффект — это будет производить на конкуренцию в отраслях. Также ФАС предлагает проведение всех проектов законов и нормативных актов через призму воздействия на конкуренцию, тем самым эта система будет конкурировать с методиками оценки регулирующего воздействия разработанными Минэкономразвития. Согласно плану развития конкуренции, в течение 2 лет, ведомство собирается закрепить порядок проведения торгов при продаже имущества и имущественных прав. Ранее на непрозрачность процедур проведения торгов жаловался Владимиру Путину Президент «Деловой России» Алексей Репик.
Пока нет реакции других ведомств на этот документ. Хотя скорее всего предложения, разработанные руководителем ФАС Игорем Артемьевым и имеющие поддержку Администрации Президента, не понравятся Белому дому. Бизнесу такой подход тоже не очень нравится, результаты работы ФАС и ее руководителя Игоря Артемьева более чем за 10 лет не принесли необходимого положительного результата для экономики России. Тот момент, что ФАС пытается закрепить за собой статус близкий к силовому показывает на то, что только силой можно добиться необходимых результатов, а признание развития конкуренции основополагающим элементом экономики страны — малоэффективно. Исходя из этого, нужно отметить, что бизнесу стоит опасаться таких притязаний службы.
Каковы итоги работы антимонопольного ведомства на сегодняшний день. ФАС была создана в 1991 году и существует уже более четверти века. За это время России не удалось создать антимонопольную политику, которая:
- предотвращала бы монополизацию рынков и целых отраслей путем слияний, поглощений, расползания госсектора;
- защищала бы малый и средний бизнес от крупных монополистических структур;
- защищала бы отечественный бизнес от монополистических действий транснациональных корпораций.
Скорее, верны обратные утверждения: ФАС способствует монополизации, преследует малый бизнес, в т.ч. по жалобам более крупных компаний, защищает интересы иностранных компаний, не наложив на них ни одного крупного штрафа.
В 2014 г. ФАС разделила 18-30 место из 37 конкурентных ведомств, входящих в рейтинг Global Competition Review. Таким образом, ФАС обгоняет только 7 антимонопольных ведомств из 37, вошедших в рейтинг. В 2013 г. было 17-29 место, т.е. динамика отрицательная. Россия занимает 135-е место по развитию конкуренции и 116-е место по эффективности антимонопольной политики, согласно Глобальному рейтингу конкурентоспособности-2013-2014 Всемирного экономического форума. Эффективную антимонопольную политику, защищающую конкуренцию, потребителей и местный малый бизнес, удалось создать Китаю, Австралии, Бразилии и др., в которых антимонопольный орган был создан позднее, чем в России.