Арбитражный суд города Москвы оставил постановление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о назначении штрафа в отношении ООО «Евросеть-Ритейл» в силе. ФАС возбудила дело в отношении компании по признакам нарушения п. 3 ч. 3 и п. 1 ч. 2 ст. 5 38-ФЗ «О рекламе», за распространение рекламы смартфона Samsung Galaxy S6 Edge с использованием выражения «глюк фруктовой компании». Ведомством был проведен опрос, который показал, что реклама содержит некорректное сравнение с продукцией компании Apple. В связи с чем ФАС наложила штрафы на ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» и ООО «Евросеть-Ритейл» в размере 100 тыс. руб. на каждую. Суд посчитал, что единственной компанией, с которой у потребителей ассоциируется данная реклама является Apple.
Участники Экспертного совета признали, что выражение ассоциируется с продукцией Apple. Напомним, что в феврале ФАС возбудила дело против российского подразделения Samsung. В рекламном ролике демонстрируется смартфон Samsung Galaxy S6 Edge с комментарием: «Вот это флагман, не то что глюк фруктовой компании, реально крутой». Ролик транслировали по федеральным телеканалам. При этом самого упоминания Apple в ролике нет, поэтому ФАС инициировала опрос на сайте, в котором попросила определить, вызывает ли ролик ассоциации с корпорацией Apple или нет. В результате опроса 43% пользователей сайта ФАС высказались, что выражение ассоциируется с Apple.
«Нам очень неприятно слышать, что ФАС признала iPhone глюком фруктовой компании. Ведь именно Apple перевернул представление рынка о том, каким должен быть идеальный смартфон», — сообщил президент «Евросети» Александр Малис. Ведь в рекламе Samsung не утверждается, что речь идёт о продукции компании Apple. Когда чиновники начинают анализировать намёки и искать скрытый смысл, они нередко попадают в неудобное положение.
Эта рекламная кампания Samsung идет по всему миру и нигде кроме России не вызывает нареканий со стороны антимонопольных регуляторов. Некоторые бренды просто не могут сосуществовать мирно, регулярно выстраивая свои рекламные кампании на прямом сравнении с конкурентами. В отличие от России, где сравнение рекламируемого товара с брендами других производителей считается недобросовестной рекламой и наказывается штрафом, прямые выпады в рекламе против конкурентов в других странах очень даже приветствуются, а иногда приобретают столь затяжной характер, что превращаются в многолетнюю войну. Как например у BMW и Audi, Apple и Microsoft, Coca Cola и Pepsi.