578e34addd5fcЕврокомиссия оштрафовала всемирно известных производителей грузового автотранспорта – MAN, Daimler, Volvo/Renault, Iveco и DAF – на общую сумму €2,93 млрд. за картельный ценовой сговор, а именно манипулирование ценами на коммерческие автомобили в течение 14 лет и умышленное затягивание сроков внедрения новых технологий по сокращению вредных выбросов, то есть сроки введения экологических стандартов — от Евро-3 до Евро-6 (с 1997 по 2011 год, в 2011 году регулятор начал расследование). Затраты на приведение показателей выбросов в соответствие нормативным требованиям были возложены на покупателей автомобилей. Еврокомиссия сообщает, что все компании признали свою вину, поэтому транспортные компании, переплачивавшие за грузовики, могут предъявить им иски.

Решение регулятора относится к рынку средних (весом от 6 до 16 тонн) и тяжелых (весом свыше 16 тонн) грузовиков. При этом компания MAN принадлежащая концерну Volkswagen освобождена от выплаты €1,2 млрд. за информирование антимонопольного органа о нарушении. Как сообщила еврокомиссар по конкуренции Маргрет Вестагер, изобличение картеля, очень даже окупается. При этом расследование Еврокомиссии продолжается в отношении Scania, также являющейся подразделением Volkswagen, так как решила не заключать мировое соглашение с регулятором. Наложенный штраф превысил в 2 раза предыдущий рекордный штраф (€1,47 млрд.) наложенный в 2012 году на производителей электронно-лучевых трубок для телевизоров и компьютеров.

Еврокомиссия определила суммы штрафов для каждой компании на основании объемов продаж, их вовлеченности в сговор, степени сотрудничества со следствием:

  • более €1 млрд. для Daimler;
  • порядка €753 млн. для DAF;
  • около €670 млн. для Volvo/Renault;
  • €494 млн. для Iveco.

У компаний есть 3 месяца на выплату штрафов. По информации представителей компаний, ими на случай раскрытия картеля были зарезервированы средства в размере €2,85 млрд. Если бы компании не сотрудничали со следствием, то сумма штрафа могла составить €10,7 млрд., исходя из максимальных 10% от глобального оборота компании.

Федеральной антимонопольной службе (ФАС) нужно брать положительный пример с европейских коллег, вместо того, чтобы кошмарить малые и средние предприятия (МСП).