По мнению омбудсмена по закупкам Сергея Габестро, увеличение цены получения банковской гарантии, а также кредитных ставок делает контракты с обеспечением для малого бизнеса не привлекательными. Добросовестные участники должны иметь возможность исключать дополнительные траты и при этом не предоставляя документов, подтверждающих их добросовестность. Соответствующая информация содержится в Единой информационной системе (ЕИС), сообщает Габестро.
Минэкономразвития выдвинуло идею об упрощении жизни поставщиков, представителей малого и среднего бизнеса, а также социально ориентированных некоммерческих организаций. Соответствующие поправки к закону о контрактной системе (44-ФЗ) снижают размер обеспечения исполнения контрактов с 1 января 2017 года. Проект был подготовлен по указанию Президента в рамках съезда Торгово-промышленной палаты и уже согласован с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Министерством финансов, Министерством юстиции и «Открытым Правительством». Также предприниматели, имеющие «чистую закупочную историю» в течение трех лет, могут быть освобождены от обеспечения контрактов.
Гибкий механизм предоставления обеспечения контрактов для малого, среднего бизнеса и социально ориентированных НКО возможен в случае снижения цены контракта менее чем на 25% (если больше, то возможен демпинг). При этом обеспечение указывается не от начальной цены контракта, а от той цены по которой заключается контракт (5-30%). При этом при полном освобождении от внесения обеспечения, то есть когда компания в течение трёх лет исполнял все заказы (не менее трёх) без неустоек, штрафов и т.д., информация будет проверяться заказчиком в ЕИС. Тем самым освобождая поставщиков от дополнительной бюрократической нагрузки. При злоупотреблениях заказчиком, компания может вернуть обеспечение в течение не более одного месяца. А крупный бизнес создаст для себя автоматизированную систему оценки надежности поставщиков при обязательных закупках у малого бизнеса.
На сегодняшний день, 44-ФЗ требует от поставщиков предоставление банковской гарантии на сумму 5-30% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), либо внесение соответствующей суммы на счет заказчика. В 2015 году участники закупок перечислили средства доказывающие их финансовую состоятельность на сумму 240 млрд. руб., из них 13,5 млрд. руб., то есть 6% кредитные средства.