Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) разработала законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (законопроект о цифровой экономике, «пятый антимонопольный пакет»). Законопроект размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, и в настоящее время проходит процедуру межведомственного согласования.
Директор Института повышения конкурентоспособности, к.э.н. Алексей Ульянов направил письмо с анализом негативных новаций «пятого антимонопольного пакета» в редакции ФАС. В письме, в частности, отмечается, что положения Законопроекта, предусматривающие введение понятия ценового алгоритма и определения доминирующего положения, владеющего инфраструктурой (платформой), на наш взгляд, можно концептуально поддержать при условии доработки с участием научного, экспертного и делового сообщества.
При этом положения Законопроекта (п. 4 статьи 1) , предусматривающие изъятие из действующего антимонопольного законодательства «иммунитетов» для результатов интеллектуальной деятельности (РИД), крайне негативно скажутся на инвестиционном климате, приведут к усилению оттока технологий и «утечки мозгов» за рубеж (и в этой части выгодны США и другим зарубежным странам, а не России), были крайне негативно восприняты представителями малого и среднего отечественного ИТ-бизнеса как вредные для экономики и корруциогенные. Эти новации обсуждались в ходе работы над «четвертым антимонопольным пакетом (275-ФЗ от 15.10.2015) и были отклонены в т.ч. с учетом негативного мнения экспертного и научного юридического и экономического сообщества. Таким образом, принятие Законопроекта приведет к краху программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».
При этом, наличие в действующем законодательстве «иммунитетов» на РИД не помешало ФАС России успешно завершить дело против корпорации Google, или дело против корпорации TEVA PHARMACEUTICAL INDUSTRIES (Израиль) по поводу производства на территории РФ препарата «Копаксон». Представляется, что ФАС России следует активизировать деятельность по выявлению нарушений крупными иностранными корпорациями: если в США 90% антимонопольных штрафов налагается на иностранные компании конкурентов американского бизнеса, то в России соответствующий показатель не превышает 0,5%, то есть ФАС России «стреляет по своим». Действующее антимонопольное законодательство, соответствующее по неоднократным заверениям руководителя И.Ю. Артемьева мировым стандартам, вполне позволяет ФАС России резко активизировать работу по пресечению монополистических действий крупных иностранных компаний, в т.ч. в сфере цифровой экономики. Без изменения правоприменения со стороны ФАС России существуют большие опасения, что наделение новыми полномочиями и ужесточения законодательства на 99,5% ударят по отечественным компаниям, и только на 0,5% — по иностранным.
Положение Законопроекта (п. 1) статьи 1), предусматривающее возможность назвать в антиконкурентным соглашением, в т.ч картелем не только соглашение в письменной и устной форме, но и «поведение», которое показалось чиновнику подозрительным (, открывает путь к беззаконию и произволу. Учитывая, что за картели предусмотрена уголовная ответственность, возрастут коррупционные риски, риски необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Напрашивается аналогия с периодом сталинских репрессий, когда в Уголовном кодексе существовала статья 58-7 – человека могли посадить не только за шпионаж, но и за «связи, ведущие к подозрению в шпионаже». Наконец, эта новация не относится к предмету Законопроекта о цифровой экономике.