Идея вернуть пиво и табак в ларьки вновь забрезжила на горизонте. Одним из двигателей является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), по мнению ведомства ларьки много потеряли с запретом распространения алкогольно-табачной продукции. ФАС готова сама выступить инициатором такого предложения. Прибыль сильно упала и количество самих киосков резко сократилось. Ярым противником идеи легкодоступности подобных товаров для потребителя выступает Минздрав. Также идею поддерживает Минпромторг и готовит соответствующие поправки на основании оценки рентабельности таких товаров в ларьках.
Причина таких двойных стандартов в том, что руководитель ФАС Игорь Артемьев и его два заместителя (Андрей Цариковский и Алексей Доценко) давно превратились в крупнейших алкогольных лоббистов. Учитывая резонансность данной темы и влияние алкогольно-табачной продукции на здоровье населения, членом рабочей группы по демографической и семейной политике Экспертного совета при Правительстве РФ Алексеем Ульяновым и экспертом Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей иеромонахом Димитрием Першиным, было подготовлено письмо с соответствующими предложениями, направленное Президенту Владимиру Путину, Министру финансов Антону Силуанову и Премьер-Министру Дмитрию Медведеву. В письме указывается, что доклад ФАС, направленный в Правительство РФ (заметим, что он размещен не на официальном сайте ФАС, а на сайте союза пивоваров), содержал целый ряд неприемлемых предложений, которые обернутся сотнями тысяч дополнительных алкогольных смертей. Так, предложение вернуть алкогольные напитки в ларьки и другие места нестационарной торговли повысит и без того одну из самых высоких в мире доступность алкоголя в РФ (1 точка продажи в РФ приходится на 500 человек, а в Швеции и Норвегии – на 20-30 тыс.). Предложение снизить минимальную цену на алкоголь крепостью ниже 38 градусов приведет к распространению суррогатной водки и резкому росту смертности. Предложение заморозить акцизы на крепкий алкоголь до 2018 г. повысит его ценовую доступность, что уже вызвало, как показал опыт 2014-2015 гг. рост смертности. Предложение лишить субъекты РФ права вводить запрет на реализацию алкогольных энергетических коктейлей самым негативным образом скажется на здоровье подрастающего поколения, вызовет конфликт с региональными элитами[1]. ФАС России активно противодействует ограничению использования вредной для здоровья пластиковой (ПЭТ) тары для розлива алкогольной продукции. В противодействии широкой инициативе ряда губернаторов, депутатов, церковных и общественных деятелей ограничить использование ПЭТ-тары (в РФ в ПЭТ-тару разливается 40% пива, в других странах, за исключением Украины и некоторых балканских стран – 0%) руководство ФАС координировало свои действия с иностранными пивными компаниями (контролируют свыше 80% российского рынка) и даже посольством США. Последнее, на наш взгляд, является в нынешних внешнеполитических обстоятельствах абсолютно неприемлемым и требует самого тщательного расследования.
Этот доклад не был случайностью. ФАС давно возбуждает дела в интересах алкогольного лобби. Например, дела против губернаторов, вводящих запрет на реализацию энергетических алкогольных коктейлей. Несмотря на проигрыш подобных дел в Верховном и Высшем арбитражном судах, ФАС, с упорством, достойным лучшего применения, продолжает практику возбуждения подобных дел, защищая интересы производителей алкоэнергетиков.
Неприемлемыми, на наш взгляд, являются дела ФАС против губернатора Амурской области О.Н. Кожемяко за ограничение реализации алкогольной продукции во время наводнения, и против Администрации г. Ханты-Мансийска – во время школьных выпускных. Видимо, для алкогольных лоббистов возможно наживаться даже на горе людей, ставших жертвами стихийных бедствий, и на здоровье подрастающего поколения. Все вышеупомянутые решения ФАС суды признали незаконными.
Воспользовавшись тем, что руководство сейчас сконцентрировано на решении внешних проблем и угроз, алкогольное лобби ФАС резко активизировалось. Оно стремится ударить стране ножом в спину, перечеркнув те достижения, которые стали возможны благодаря реализации Концепции борьбы с алкоголизацией населения до 2020 г. и других Президентских мер. Поэтому, пока руководство ФАС не сменится, Россия будет по-прежнему впадать в демографическую яму, крупные алкогольные лоббисты чувствовать себя безнаказанно, а штрафы платить разве что индивидуальные предприниматели за свои плакаты с креветкой.
Проблемой распространения алкогольно-табачной продукции также занимается Фонд «Защита нации», который также отправлял письмо в ФАС для получения соответствующих разъяснений по позиции ведомства относительно данной ситуации. Замруководителя ФАС Алексей Доценко заявлял, в ответном письме Президенту Фонда Сергею Сушинскому, что малый бизнес закрылся из-за запрета продажи пива и сигарет в палатках.
Алексей Доценко приводит данные из антиалкогольной и антитабачной концепции, а также противоречащие этим концепциям аргументы алкогольной и табачной индустрии. Всем известно, что в ларьках, в 90% случаях, продают алкоголь и табак несовершеннолетним. При этом отметим, что малый бизнес закрывается из-за резкого увеличения пенсионных отчислений, а также увеличения налогового бремени. С введением запрета продажи алкоголя и табака в ларьках уровень безработицы уменьшился. С увеличением акцизов, повысились поступления в бюджет страны. Но алкогольная и табачная индустрия не стоит на месте, лоббируя свои интересы, чтобы вернуть рекламу алкоголя и табака.
[1] Примечательно, что в своем докладе ФАС дает отрицательную оценку повышению возраста допустимости употребления алкоголя с 18 до 21 года, которое еще не вступило в силу. Такое внимание к одной из, еще не реализованных инициатив, является признаком действий ФАС в интересах алкогольного лобби, которое обеспокоено, что молодежь не «успеет» пополнить ряды их потребителей.