Изменения, внесенные при участии ФАС в Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственном оборонном заказе» внесли напряженность на рынке. Некоторые эксперты утверждают, что их результатом станет уход или уничтожение малого бизнеса в этой сфере. Чтобы не допустить этого, «Деловая Россия» предлагает пойти по пути формирования территориально-промышленных кластеров. Сильной стороной кластерного подхода является так называемая возможность «командной игры» госкомпании со своими поставщиками в целях развития поставщиков до того уровня, на котором поставляют качественную продукцию по выгодной цене.
Кластерный механизм закупок, который начал внедряться в крупных корпорациях с госучастием в случае успешности его применения может быть распространен на все интегрированные структуры ОПК. Это расширит список доступных для компаний МСП банков и позволит очистить рынок от недобросовестных участников торгов. В современном реформировании системы отношений в сфере ГОЗ можно выделить два базовых тренда: 1. повышение эффективности антизатратных механизмов при производстве военной продукции и всесторонний контроль выделенных бюджетных средств; 2. формирование пула надежных поставщиков на всех уровнях кооперации в целях бесперебойного исполнения ГОЗ, повышения технологического совершенства поставляемой продукции и комплектующих.
Руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу реализации дорожной карты «Расширение доступа МСП к госзакупкам» член генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов считает, что для полноценного запуска механизма кластерных закупок необходимо ввести понятие «обоснованное ограничение конкуренции», выделить самостоятельный вид закупок в рамках территориально-промышленных кластеров при госкомпаниях и провести конкурсы по организации производства с последующим заключением долгосрочного контракта. По его словам, целесообразно также сохранить за госкомпаниями возможности учитывать закупки в территориально-промышленном кластере у МСП в выполнении 18%-ной квоты закупок у малого и среднего бизнеса. Территориально-промышленные кластеры уже начинают организовываться на базе ПАО «ОАК», ОАО «РЖД», ПАО «Камаз», ГК «Росатом», ГК «Автодор», ОАО «АК «Транснефть».
Установленное законодательством ограничение рентабельности величиной одного процента затрат единственного поставщика на оплату покупных комплектующих изделий, работ и услуг соисполнителей государственных контрактов по ГОЗ не создает стимулов для привлечения МСП и принуждает предприятия ОПК, фактически, производить военную продукцию самостоятельно на основе полного цикла.