ОАО «Башкиравтодор» осуществляет закупки по закону о закупках госкомпаний и компаний с регулируемыми видами деятельности (223-ФЗ). ФАС неоднократно заявляла, что главный принцип этого закона — «напиши собственное положение о закупках и сам соблюдай его». Однако на практике регулятор всеми силами старается превратить 223-ФЗ в более жесткий 44-ФЗ, регулирующий государственные и муниципальные закупки, пытаясь вмешиваться в процесс выбора поставщиков компаниями. То есть зачастую выходя за пределы своих полномочий.
ФАС возбудила дело в отношении ОАО «Башкиравтодор» и ООО «Битум» по признакам нарушения п.3 ч. 4 ст. 11 135-ФЗ в части заключения соглашения на поставку продукции, которое создает для ООО «Оберон» препятствия доступу на товарный рынок поставки битума марки БНД 60/90, 90/130.
ОАО «Башкиравтодор» разместило объявление о проведении тендера на поставку в течение 2014 года 54 тыс. т дорожного битума и не менее 1,5 тыс. т дизельного топлива ежемесячно. На основании протокола подведения итогов запросов предложений на поставку нефтепродуктов для нужд филиалов ОАО «Башкиравтодор», ООО «Оберон» признано победителем. Между ОАО «Башкиравтодор» и ООО «Оберон» был заключен договор поставки. Однако каких-либо действий на исполнение своих обязательств по заключенному договору со стороны ОАО «Башкиравтодор» не последовало. При этом, ООО «Оберон» готово было выполнить все обязательства, взятые на себя по договору.
В отзыве ФАС указано, что ОАО «Башкиравтодор» вновь разместило объявление о проведении тендера на поставку дорожного битума для нужд своих филиалов. ООО «Оберон» также участвовало в тендере. На основании протокола заседания закупочной комиссии между ОАО «Башкиравтодор» и ООО «Оберон» был заключен новый договор поставки с протоколом разногласий.
Поставка битума для нужд филиалов ОАО «Башкиравтодор» в 2014 году осуществлялась ООО «Оберон» на основании указанного договора поставки, что подтверждается товарными накладными за период с марта по июль 2014 года на сумму 50 млн. руб.
Также ОАО «Башкиравтодор» заключило договор с ООО «Битум» на поставку продукции с протоколом разногласий и протоколом их согласования, согласно которому подлежал поставке битум марки БНД 60/90, 90/130 ГОСТ 22245-90 в количестве 35 тыс. т.
По мнению суда, в нарушение ст.ст.65, 200 АПК РФ, ФАС не представила доказательств уклонения ОАО «Башкиравтодор» от исполнения заявок ООО «Оберон». ОАО «Башкиравтодор» также пояснило, что между ними и ООО «Оберон» имелись разногласия относительно качества фактически поставленного битума марки БНД 60/90, 90/130, в связи с чем спор имеет гражданско – правовую природу, и не связан с отношениями, которые регулируются 135-ФЗ. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между заключением договора между ОАО «Башкиравтодор» и ООО «Битум» и неисполнением плановых показателей поставки продукции договора поставки с ООО «Оберон».
В свою очередь, в «Положении о закупках ОАО «Башкиравтодор» содержится норма, согласно которой «заключение договора без проведения процедуры выборы поставщика может производиться в т.ч. по письменному разрешению гендиректора и его заместителей. ФАС не установил нарушение данной процедуры. ОАО «Башкиравтодор» подтвердило, как наличие разрешения гендиректора, так и факт подписания договора с ООО «Битум» его заместителем. При этом оба общества подали ходатайства об отказе от исковых требований к ФАС. Учитывая данные ходатайства, 18 Арбитражный Апелляционный Суд отменил решение первой инстанции. (Дело № А07-418/2016)