Источник изображения

Арбитражный суд Дальневосточного округа оставил в силе решение ФАС против ПАО «Владивостокский морской торговый порт», подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы компании на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в создании препятствий ООО «Астория» доступу на территорию порта.
Судами установлено, что 06.09.2017 ООО «Астория» обратилось к ПАО «ВМТП» с заявлением на выдачу постоянных пропусков на транспорт для проезда на территорию порта в связи с производственной необходимостью и использованием принадлежащего ему помещения. Письмом от 12.09.2017 ПАО «ВМТП» сообщило о невозможности выдачи постоянных пропусков ввиду отсутствия документов, подтверждающих, что заявленные транспортные средства являются служебными и принадлежат ООО «Астория».
ПАО «ВМТП» является оператором морского терминала в морском порту Владивосток, использует в данном порту причалы, на которых осуществляется обслуживание судов, а также погрузочно-разгрузочные работы в отношении морских грузов. Суды пришли к выводу о занятии портом доминирующего положения на товарном рынке в морском порту Владивосток в пределах принадлежащих ему объектов инфраструктуры.
Судебные инстанции признали, что ПАО «ВМТП», будучи субъектом транспортной инфраструктуры, обязанным организовать пропускной режим на принадлежащих ему объектах транспортной инфраструктуры, в силу своего доминирующего положения имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия на рынке услуг по перевалке, хранению и выполнению иных услуг, а также устранять с этого рынка других хозсубъектов и (или) затруднять доступ на этот рынок. Суд отметил, что услугу по оформлению и выдаче пропусков для прохода на свои объекты транспортной инфраструктуры оказывает исключительно ПАО «ВМТП».
Судами установлено, что ООО «Астория» является собственником здания-хранилища и земельного участка, предназначенных для переработки грузов, проезд к которым возможен исключительно через территорию порта с получением соответствующего пропуска. Судебные инстанции пришли к выводу о наличии у ООО «Астория» права получить у ПАО «ВМТП» постоянные пропуска для своих работников и транспортных средств, эксплуатируемых в служебных и производственных целях. Судами отмечено, что ООО «Астория» неоднократно обращалось к ПАО «ВМТП» с заявками на выдачу постоянных пропусков на транспортные средства, но порт отказывал в их выдаче по мотиву отсутствия документов, подтверждающих принадлежность данных транспортных средств ООО «Астория». Между тем, как установили судебные инстанции, поддерживая выводы ФАС, вышеуказанная причина отказа в выдаче пропуска не значится в нормативных правовых актах. Суды сочли недоказанным наличие оснований для отказа в удовлетворении заявок ООО «Астория» на выдачу постоянных пропусков.
Суды признали, что непредставление ПАО «ВМТП» постоянных пропусков по заявкам ООО «Астория» приводит к невозможности оказывать последнему третьим лицам услуги по переработке грузов на принадлежащем ему складском комплексе; фактически неправомерно ущемляются интересы ООО «Астория» со стороны ПАО «ВМТП», занимающего доминирующего положение на рынке услуг в порту в географических границах, находящихся в ведении принадлежащих ему объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, как отметили суды, ООО «Астория» необходимо иметь круглосуточный доступ к своему недвижимому имуществу, в том числе с использованием автомобильного транспорта, в целях эксплуатации и технического обслуживания, капитального и текущего ремонта. (Дело № А51-21031/2018)