Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (г. Санкт-Петербург), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ПАО «Ростелеком» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 № 135-ФЗ, выразившееся в установлении, поддержании монопольно высокой цены услуги по согласованию (сверке) на представленной ООО «Альфа-Морион» топографической съемке планового расположения сетей связи.
ООО «Альфа-Морион» обратилось в ФАС с заявлением в отношении ПАО «Ростелеком» по вопросу установления цены оказываемой услуги по согласованию (сверке) на представленной топографической съемке планового расположения принадлежащих ПАО «Ростелеком» сетей связи (далее – услуга по согласованию (сверке) планового расположения сетей связи), находящихся в границах Санкт-Петербурга.
Статус ПАО «Ростелеком» как доминирующего хозсубъекта на товарном рынке установлен ФАС и подтвержден судами в соответствии с проведенным ФАС анализом конкуренции на рынке услуг по согласованию (сверке) расположения сетей связи эксплуатирующей организацией на представленной топографической съемке, из которого следует, что компания является единственным хозяйствующим субъектом, который в настоящее время располагает сведениями о точном расположении эксплуатируемых ей сетей связи, находящихся на территории Санкт-Петербурга, а потому услуга по сверке их расположения может быть оказана только компанией. ФАС установила, что по состоянию на 2014 год, более 89% (по протяженности в километрах) кабельной канализации связи в Санкт-Петербурге принадлежало ПАО «Ростелеком».
Суд пришел к выводу о наличии совокупности условий, для признания применяемой ПАО «Ростелеком» цены в отношении спорной услуги монопольно высокой. Суд установил, что ФАС руководствовалось анализом состояния конкуренции за 2015-2016 годы на рынке услуг по согласованию расположения инженерных сетей в Санкт-Петербурге и их стоимости (включая электрические, телефонные, газовые, сети водоснабжения и водоотведения), сведениями о положении компании на рынке указанных услуг, не имеющим взаимозаменяемых товаров. ФАС изучила и проанализировала калькуляции стоимости спорной услуги и установила отсутствие экономической обоснованности применяемой компанией цены, поскольку из представленного компанией экономического обоснования усматривается включение в цену услуги позиций, которые не отвечают ее предмету — обеспечение сохранности линейных сооружений, земляные работы в охранных зонах, занесение ряда сведений в журнал согласований, составление, распечатка и согласование технических условий. Кроме того, ФАС установила, что цена услуги значительно (как правило, в 5 и более раз) превышает стоимость аналогичной услуги, оказываемой другими организациями, эксплуатирующими инженерные сети на территории Санкт-Петербурга, Москвы; более чем в 15 раз превышает цену данной услуги, оказываемой организациями, входящими в группу лиц ПАО «Ростелеком» на территории Центрального федерального округа и Уральского федерального округа.
ФАС сделала вывод, что цена услуги по согласованию (сверке) планового расположения сетей связи превышает сумму необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли (что обусловлено включением в цену услуги позиций, которые не отвечают предмету услуги); превышает цену, которая сформировалась на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. В этой связи ФАС констатировала, что цена спорной услуги является монопольно высокой, суды согласились с выводами ФАС. (Дело № А56-44319/2017)