Источник изображения

Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Приморский торговый порт» (Ленинградская обл.), подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций. Этим решением ФАС в очередной раз защитила интересы одной из дочерних структур ПАО «Роснефть».
Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы компании на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии и утверждении Руководства по обработке судов на морском терминале, эксплуатируемом компанией, противоречащего нормам действующего законодательства в области морского судоходства, что привело к устранению конкуренции на рынке буксирных услуг в акватории морского порта Приморск.
ФАС установила, что ООО «ПТП», являясь владельцем и единственным оператором морского терминала порта Приморск, осуществляет операции с грузами (перевалку нефти и нефтепродуктов, а также обслуживание морских судов) в морском порту Приморск. Компания занимает доминирующее положение на указанном рынке услуг в географических границах порта Приморск. В порту Приморск в 2017 году услуги по буксировке нефтяных танкеров и иных транспортных средств осуществляли две организации – АО «СоюзФлотПорт» и АО «Роснефтефлот». На момент рассмотрения антимонопольного дела (март 2018 года) в акватории морского порта Приморск деятельность по буксировке морских судов осуществляла только одна организация – АО «СоюзФлотПорт», которая (через ПАО «Новороссийский морской торговый порт») входит с ООО «ПТП» в одну группу лиц (подконтрольных группе ПАО «Транснефть»).
Изменение состава хозсубъектов на рынке услуг по буксировке морских судов в акватории порта Приморск в 2018 году произошло в результате издания ООО «ПТП» Руководства по обработке судов, размещенного для ознакомления в свободном доступе на интернет-сайте порта всех лиц, участвующих в обработке судов на терминале ООО «ПТП». Руководство по обработке судов содержит указание на то, что ООО «ПТП» имеет право в любое время провести проверку буксиров, оказывающих услуги на морском терминале, и ограничить деятельность таких судов в случае выявления расхождений с требованиями Руководства.
Письмом порт направил Руководство по обработке судов в адрес АО «Роснефтефлот» с указанием на обязательность соблюдения требований раздела 5.9 «Буксирное обеспечение. Суда аварийного реагирования». ФАС пришла к выводу о том, что, хотя законодательных запретов на принятие рассматриваемого документа не имеется, однако фактом установления отдельных его требований, соблюдение которых вменено в обязанность неопределенному кругу лиц, порт вышел за пределы своих полномочий.
При этом, как отмечено ФАС, полномочиями по установлению требований к обеспечению безопасности мореплавания в силу закона обладает капитан морского порта. Возложение обязанности приведения буксирных судов к характеристикам, установленным Руководством по обработке судов, влечет за собой возникновение для буксирных организаций дополнительных издержек – как финансовых, так и временных. Такие действия порта, как установление за собой права в любое время проводить проверку буксиров, оказывающих услуги на морском терминале, и ограничивать деятельность таких судов в случае выявления расхождений с требованиями Руководства, так и заключение с морскими агентами договоров о принятии агентами на себя обязательства по выполнению условий Руководства по обработке судов, – привели по мнению ФАС к устранению конкуренции на рынке услуг по буксировке морских судов в акватории порта Приморск, к нежеланию грузовладельцев и судовладельцев сотрудничать со сторонними порту буксирными компаниями в связи с возможным наступлением негативных последствий ввиду наличия у ООО «ПТП» рыночной власти в сфере услуг по обслуживанию морских судов и возможности ограничения доступа к своей инфраструктуре. ФАС также заключила, что принятие спорных положений Руководства по обработке судов было направлено к созданию преимуществ аффилированному лицу – АО «СоюзФлотПорт».
Суды, проанализировав положения Руководства по обработке судов на соответствие положениям Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ), заключили, что Руководство противоречит положениям указанных норм и не может являться обязательным для находящихся в порту Приморск судов, организаций и граждан. Кроме того, судами установлено, что 26.12.2017 в адрес двенадцати агентирующих компаний, осуществляющих свою деятельность в порту Приморск, ООО «ПТП» направило информацию о намерении расторгнуть действующие договоры и о необходимости заключения новых договоров на измененных условиях согласно прилагаемому проекту. Проектом договора определено, что подписанием договора агент принимает на себя обязательства по выполнению условий Руководства.
Суды пришли к выводу, что обязательным условием для постановки к причалу обслуживаемого агентом морского судна является безальтернативный заказ агентом выполнения швартовных операций исключительно у ООО «ПТП». Указанное обстоятельство, как отмечено судами, свидетельствует о том, что в такой ситуации ООО «ПТП» фактически лишает судовладельцев, морских агентов, фрахтователей возможности выбрать лицо, которое оказывало бы им услугу по буксировке. При этом порт не опровергал тот факт, что оказывает услуги по буксировке судов либо самостоятельно, либо силами АО «СоюзФлотПорт» (входящего с ним в одну группу лиц). Суды согласились с выводами ФАС о том, что утверждение Руководства в части введения дополнительных требований, не предусмотренных КТМ РФ, и установление обязательности соблюдения этого акта направлены на ограничение конкуренции в сфере услуг по буксировке морского транспорта и вытеснение буксирных компаний с указанного товарного рынка.
По мнению судов, ООО «ПТП», установив в Руководстве дополнительные правила, не предусмотренные КТМ РФ, и настаивая на их неукоснительном соблюдении третьими лицами, возложило на себя полномочия капитана порта, поставило доступ к своей инфраструктуре в зависимость от своего усмотрения и создало ситуацию, при которой судовладельцы, морские агенты и фрахтователи лишены права свободного выбора компании, предоставляющей услуги по буксировке.
При таких обстоятельствах, суды признали, что ООО «ПТП», являясь единственным оператором терминала порта Приморск, создало препятствия технологического и организационного характера, ограничивающие доступ сторонним компаниям в сегмент рынка услуг по буксировке морских судов. Обладая рыночной властью, порт указанными действиями установил дополнительные барьеры для хозсубъектов, оказывающих услуги по буксировке морских судов для швартовки к причалам ООО «ПТП»; результатом этого стало устранение с рынка конкурента (АО «Роснефтефлот»). (Дело № А56-42398/2018)