Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «Аэропорт Мурманск», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ПАО «Аэропорт Мурманск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 № 135-ФЗ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на аэропортовые услуги. ПАО «Аэропорт Мурманск» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 1 796 438 руб. 58 коп.
Указанное решение было предметом судебного разбирательства в рамках дела № А42-8319/2016. Законность решения ФАС подтверждена постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017, а также постановлением от 08.12.2017 Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А42-8319/2016.
ФАС составила аналитический отчет о результатах анализа состояния конкуренции на рынке нерегулируемых аэропортовых услуг в аэропорту «Мурманск» (далее – Аналитический отчет), согласно которому доля ПАО «Аэропорт Мурманск» на товарном рынке в период 2014 год — 1 полугодие 2015 года составила 100%, ПАО «Аэропорт Мурманск» занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке в границах аэропорта «Мурманск».
Являясь главным оператором аэропорта «Мурманск», ПАО «Аэропорт Мурманск» предоставляет эксплуатантам воздушных судов полный комплекс аэропортовых услуг, как регулируемых, так и нерегулируемых, с использованием объектов инфраструктуры аэропорта.
При проведении анализа товарного рынка, географические границы рынка были правомерно, по мнению суда, ограничены границами аэропорта «Мурманск» (локальный рынок аэропортовых услуг), поскольку у потребителей (эксплуатантов) при нахождении воздушных судов в аэропорту «Мурманск» отсутствует какая-либо техническая возможность получения комплекса услуг по обслуживанию воздушных судов у иного хозяйствующего субъекта ввиду неразвитости конкуренции на данном рынке.
По мнению кассации, ФАС и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что рынок по оказанию аэропортовых услуг в рассматриваемый период не являлся конкурентным. ПАО «Аэропорт Мурманск» являлось единственным доминирующим субъектом на этом рынке в географических границах аэропортового комплекса, а, следовательно, на него распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 №135-ФЗ.
При системном анализе примененной ПАО «Аэропорт Мурманск» методики для формирования тарифов на услуги по обслуживанию ВС и дополнительному техническому обслуживанию ВС, утвержденных с 01.09.2015, было выявлено, что ПАО «Аэропорт Мурманск» для услуг, оказываемых с использованием технических средств (спецтранспорта, спецтехники) в расчеты себестоимости использования технических средств, помимо иных статей, были включены суммы восстановительной стоимости таких технических средств.
Именно включение в себестоимость использования (предоставления) спецтехники такой статьи затрат как восстановительная стоимость имело существенный вес, обусловивший резкий рост с 01.09.2015 сборов и тарифов. При этом, ФАС установила, что содержание таких услуг какие-либо изменения с 01.09.2015 не претерпело, состав продавцов и покупателей остался неизменным.
Более того, даже представленный в материалы дела бизнес-план на 2016- 2025, который не был представлен ПАО «Аэропорт Мурманск» ФАС при рассмотрении антимонопольного дела, также не содержит экономического обоснования включения в тариф таких затрат (инвестиционной составляющей), а при отсутствии плана по аккумулированию и расходам средств, поступивших от реализации спорных услуг, следует признать, что все поступившие от реализации таких услуг денежные средства идут на увеличение прибыли ПАО «Аэропорт Мурманск» за счет необоснованно увеличенных тарифов. (Дело № А42-8654/2017)