Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации Невского района Санкт-Петербурга, подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций.
Верховный Суд РФ вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы администрации на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Администрации по признакам нарушения части 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в необоснованном применении пункта 15 части 1 статьи 93 ФЗ №44-ФЗ при заключении способом у единственного поставщика и исполнении госконтрактов на оказание услуг по созданию спектаклей, концертов и иных зрелищных программ. Это по мнению ФАС обеспечило компаниям в отсутствие конкуренции преимущественную возможность заключить и исполнить госконтракты по предложенным ими ценам, привело к ограничению доступа на товарный рынок иным хозсубъектам, о разделе товарного рынка организации театрально-зрелищных, концертных мероприятий по объему (количеству) продажи товаров (услуг, мероприятий) и их ассортименту (тематике мероприятий).
Суды установили, что в ответ на направленный администрацией Фрунзенского района запрос о предоставлении цен на услуги для определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на оказание услуг по посещению в 2017 году концертов, приуроченных ко Дню знаний, Дню российской гвардии, Дню пожилых людей (2 концерта), Дню народного единства, 100-летию Октябрьской революции (2 концерта), Международному дню инвалидов, празднику Новогодней елки и празднованию Нового года, компании подали предложения по определенному концерту, предложив при этом одну концертную площадку — ДК им. Горького и при разной тематике, целевой аудитории, возрастной категории, продолжительности концертов и участии различных исполнителей единую цену посещения концертов – 3 млн. руб.
ООО «Статус» в коммерческом предложении не указало название предлагаемого мероприятия, и администрация района самостоятельно остаточным методом соотнесла предложение данной организации к конкретному мероприятию – концерту к празднованию Нового года. Получив от администрации Фрунзенского района 26.06.2017 запрос, компании 27.06.2017 заключили с ДК им. Горького договоры на предоставление заказчикам (компаниям) услуг, связанных с проведением на базе ДК им. Горького концертов. Распределение между собой мероприятий позволило компаниям не конкурировать за даты аренды зала ДК им. Горького, а также исключило необходимость поиска иных концертных площадок для проведения мероприятий. Указанное, как посчитали суды, невозможно было сделать без предварительного согласования.
Суды поддержали позицию ФАС, согласно которой фактически администрации не закупали билеты на конкретные мероприятия, а производили закупку услуг по организации таких мероприятий (праздничных концертов) у конкретных исполнителей. Суды установили отсутствие у компаний на момент заключения госконтрактов договоров с исполнителями и с соорганизаторами концертов, то есть мероприятия, посещение которых закупалось в рамках контракта, не были определены. Приложением к контрактам, заключенным с компаниями, было ТЗ, в котором установлены обязанности исполнителя, характеристика концерта, в том числе его тематика и содержание; сценарный план и название концерта были согласованы в приложениях к контрактам, что также подтверждает отсутствие мероприятия, посещение которого закупалось в рамках контракта, и фактическую подготовку мероприятия по заданию заказчика.
Суд установил, что на основании заключенных с конкретной компанией договором ДК им. Горького обязался предоставить ей для реализации билеты, а также осуществить реализацию билетов в рамках выделенной квоты через кассу ДК им. Горького. В то же время ни один билет у распространителя — ДК им. Горького приобретен не был. Фактически билеты были изготовлены только после заключения контрактов с администрациями. Таким образом, администрации приобрели билеты на посещение мероприятий, которые окончательно не были организованы и билеты на которые отсутствовали в свободной продаже. Администрации в рамках контрактов на посещение мероприятий оплатили услуги фототочки, закупку и поставку призов, продуктов питания, канцелярских и сопутствующих товаров, организацию работы аниматоров в фойе и другие услуги, не относящиеся к предмету контрактов. В заключенных с компаниями контрактами администрации, обязанные осуществлять приемку оказанных услуг, установили требования к организуемым концертам. Указанные обстоятельства, как посчитали суды, подтверждают организацию мероприятий под заказ Администраций. Таким образом, фактически спорные госконтракты были заключены на организацию мероприятий для жителей соответствующих районов с полным бронированием концертной площадки ДК им. Горького, а не на посещение (приобретение билетов) общедоступных концертов; администрации. (Дело № А56-15383/2019)