Источник изображения

Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГБУЗ «Пензенский областной клинический центр крови», подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения статьи 16 ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции.
14.10.2014 по результатам электронного аукциона между ГБУЗ «Пензенская областная станция переливания крови» (Заказчик) и ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» (Поставщик) заключён государственный контракт, предметом которого является поставка модуля медицинского «Служба крови», цена контракта 182 432 151 руб.
Заказчиком по Контракту принят и оплачен (в размере 80% от цены) товар, не допустимый к обращению на территории РФ (при отсутствии регистрации в качестве медицинского изделия, а также при отсутствии иных документов, предусмотренных Контрактом) и произведённый лицом, не имеющим соответствующего разрешения (лицензии). При этом действия сторон при исполнении Контракта, а также по продолжению его исполнения в течение длительного времени после истечения установленных Контрактом (в т.ч. с учётом мирового соглашения) сроков исполнения, позволили ФАС сделать вывод о наличии между сторонами взаимной договорённости о фактическом изменении условий Контракта, что, по мнению ФАС, обеспечило ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» необоснованные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка поставки медизделий — медицинских модулей, предназначенных для заготовки, переработки и длительного хранения крови и её компонентов с целью создания стратегических мобилизационных запасов.
По мнению ФАС, целью соглашения между Центром крови и ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» являлось предоставление компании возможности продолжения исполнения Контракта и его оплаты при существенном нарушении компанией условий Контракта, то есть фактическое изменение условий Контракта в интересах ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент».
По мнению ФАС, о наличии соглашения свидетельствуют следующие обстоятельства: Центр крови в нарушение условий Контракта принял от ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» товар в составе комплектующих, не допущенный к обороту на территории РФ, произведённый лицом, не имеющим права на производство медицинских изделий; Центр крови и ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» подписали Акт приёма-передачи Товара при отсутствии предусмотренных Контрактом документов; Центр крови произвёл, а ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» приняло оплату 80% цены Контракта при отсутствии законных оснований; ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» по истечении более двух с половиной лет после истечения срока исполнения обязательств по Контракту не исполнило свои обязательства по Контракту; Центр крови не предпринял предусмотренных законом мер к понуждению ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» к выполнению обязательств по Контракту или расторжению Контракта в соответствии с действующим законодательством в связи с существенным нарушением ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» своих обязательств.
Как указали суды, данные действия являются скоординированными и целенаправленными, сознательно ставящими свое поведение в зависимость от поведения второго участника соглашения. При отсутствии соглашения такие действия в качестве самостоятельных были бы невозможны. Совокупность указанных выше действий (бездействий) свидетельствует о достижении Центром крови и ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» взаимной договорённости (соглашения) об изменении условий Контракта и продолжении его выполнения на иных условиях, нежели те, которые заявлялись при проведении электронного аукциона на заключение Контракта.
Как отметили суды, результатом этого соглашения явилось создание ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» возможности воздействовать на общие условия поставки медицинского модуля «Служба крови», что обеспечило ему необоснованные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка по поставке медицинского модуля для заготовки, переработки и хранения крови и её компонентов. (Дело № А49-902/2018)