Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против МУП «Департамент ЖКХ города Пензы», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Департамента ЖКХ по признакам нарушения части 3 статьи 17 № 135-ФЗ, выразившегося в объединении в один лот функционально и технологически не связанных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, площадей, тротуаров, остановок общественного транспорта, подземных переходов, пешеходных лестниц, мостов и путепроводов, ливне-дренажной сети в зимнее и летнее время, нанесению горизонтальной дорожной разметки на территории всех районов г. Пензы.
27.11.2014 Департамент ЖКХ разместил на сайте http://zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона на «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, площадей, тротуаров, остановок общественного транспорта, подземных переходов, пешеходных лестниц, мостов и путепроводов, ливне-дренажной сети в границах городского округа г. Пензы на 1 полугодие 2015». Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) 225505700 руб. Обеспечение заявки – 1% НМЦК, обеспечение контракта – 10% НМЦК. Была подана одна заявка – МУП «Пензадормост». Аукцион признан несостоявшимся и муниципальный контракт заключен Департаментом ЖКХ с третьим лицом.
В предмет закупки включены работы по содержанию автомобильных дорог как в летнее, так и в зимнее время. Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (Классификация). Пунктом 7 раздела IV Классификации отдельно выделены работы по зимнему содержанию дорог.
Их технического задания к аукционной документации следует, что выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в зимнее и летнее время требует проведения разных видов работ, применения разных видов специальной техники. При этом выполнение таких работ обусловлено погодными условиями, а не календарным временем года.
Также специальной техники требует выполнение работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия улично-дорожной сети, нанесения и содержания горизонтальной дорожной разметки. Для выполнения указанных работ МУП «Пензадормост» заключено отдельные договоры субподряда с разными исполнителями.
По мнению суда, заключение указанных договоров субподряда определённо свидетельствует о том, что, если бы соответствующие работы были выделены в отдельные лоты, стало бы возможным участие в аукционе других участников закупки. Департамент ЖКХ не представил доказательств неэффективности выделения отдельных технологически и функционально не связанных работ в отдельные лоты с позиции обеспечения конечной цели закупки – выполнения заявителем возложенных на него функций по содержанию муниципального имущества.
Объединение всех указанных в предмете закупки работ в один лот также привело к увеличению НМЦК и суммы обеспечения контракта (22550570 руб.), что также является факторов, ограничивающим круг потенциальных участников закупки в силу значительного размера обеспечения контракта.
По мнению суда, участие в электронном аукционе только одного участника (третьего лица по настоящему делу) позволяет сделать вывод о том, что предмет закупки сформирован таким образом, что его требованиям соответствует только МУП «Пензадормост». (Дело № А49-9535/2017)