Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Администрации города Кузнецка Пензенской области, подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против администрации по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении и реализации соглашения, целью которого являлось осуществление строительства детского сада с последующим выкупом данного объекта за счёт бюджетных средств в «обход» конкурентных процедур.
На основании обращения Комитета по управлению имуществом города Кузнецка на кадастровый учёт были постановлены два земельных участка. В Администрацию поступило заявление ООО «Стройзаказ» об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании размещения объекта на земельном участке для строительства детсада на 245 мест, с предоставлением выбранного земельного участка в аренду. В газете «Кузнецкий рабочий» было опубликовано объявление о предстоящем предоставлении в аренду комитетом земельного участка для строительства детсада.
Администрация издала постановление о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке и утверждении схемы расположения земельного участка. Администрация утвердила градостроительный план земельного участка, фактически — двух земельных участков. В Администрацию поступило заявление ООО «Стройзаказ» с просьбой предоставить в аренду сроком на 3 года земельный участок, состоящий из двух участков, для строительства объекта социального назначения, с последующей передачей объекта в муниципальную собственность г. Кузнецка. Глава администрации города издал постановление о предоставлении ООО «Строзаказ» в аренду двух земельных участков, заключены два договора аренды земельных участков. Земельные участки предоставлены в аренду для строительства объекта дошкольного образования. Администрация выдала ООО «Стройзаказ» разрешение на строительство трёхэтажного кирпичного дошкольного образовательного учреждения на 245 мест. Администрация выдала ООО «Стройзаказ» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Администрация города Кузнецка и ООО «Стройзаказ» заключили договор купли-продажи детсада на 245 мест. Соглашением договоры аренды земельных участков блыи расторгнуты.
Постановлением администрации г. Кузнецка был утверждён план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отрасли социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в г. Кузнецке». В нормативные акты г. Кузнецка по вопросу строительства детсада вносились изменения в 2015 году в части изменения вместимости подлежащего строительству детского сада с 240 до 245 мест. Реализация программы 100% доступности дошкольных образовательных учреждений предполагалась на условиях софинансирования из средств федерального и региональных и муниципальных бюджетов, но не за счёт средств частных инвесторов.
При этом объявление не содержало никакой информации о том, что построенный детсад будет выкуплен муниципальным образованием за счёт бюджетных средств. Также Комитетом были сформированы и поставлены на кадастровый учёт 2 земельных участка общей площадью, достаточной для строительств детсада. Следовательно, администрация должна была сознавать, что она предлагает в аренду два земельных участка для строительства детсада, финансирование которого в конечном итоге будет осуществлено за счёт бюджетных средств. Администрация приняла решение о формировании земельных участков (двух вместо одного), утверждении одного градостроительного плана на два земельных участка (что не предусмотрено градостроительным законодательством) и о предоставлении двух земельных участков (вместо единого земельного участка) для строительства ООО «Стройзаказ» детсада.
При этом оплата построенного ООО «Стройзаказ» детсада произведена за счёт бюджетных средств. Согласно позиции суда, остальные потенциальные застройщики не располагали на момент размещения объявления достоверной информацией об условиях строительства, в том числе о том, что строящийся детсад будет выкуплен за счёт бюджетных средств. Суд пришел к выводу о том, что администрация и ООО «Стройзаказ» согласованно совершили действия, результатом которых стало создание условий, при которых не были соблюдены конкурентные условия при предоставлении земельного участка для строительства детсада, заведомо подлежащего выкупу у застройщика за счёт бюджетных средств. (Дело № А49-6909/2018)