Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района (Омская обл.), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против комитета по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении договора аренды муниципального имущества – Полигон твёрдых бытовых отходов (ТБО)- без проведения торгов.
Тарскому муниципальному району Омской области на праве собственности принадлежит Полигон ТБО (незавершённое строительство). В отношении указанного имущества Тарским муниципальным районом Омской области в лице Комитета по результатам проведённого открытого конкурса с индивидуальным предпринимателем Лисовским А.Г. заключён договор аренды муниципального имущества. Впоследствии все права и обязанности арендатора по договору перешли к ООО «Регион 55» на основании договора перенайма муниципального имущества. Далее, между ООО «Регион 55» и ООО «Клевер» заключён договор перенайма, по которому последнее вступило в права и обязанности арендатора Полигона ТБО.
В адрес Комитета поступило письменное обращение ООО «Клевер», в котором последнее заявило о намерении продолжить имеющиеся правоотношения и заключить договор аренды муниципального имущества. Между Комитетом и ООО «Клевер» заключён договор аренды муниципального имущества – Полигона ТБО в целях осуществления деятельности по хранению, накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I — IV класса опасности. ФАС, сделала вывод о том, что заключение этого договора без проведения конкурсных процедур создало преимущество ООО «Клевер» и ограничило доступ к получению права аренды на указанное имущество иных хозяйствующих субъектов.
Судом установлено, что, учитывая, что объектом аренды является объект, на котором осуществляется утилизация, обезвреживание и размещение ТБО, положения Закона №135-ФЗ к спорным правоотношениям не применимы. Следовательно, отсутствует правовая возможность передачи объекта, на котором осуществляется утилизация, обезвреживание и размещение ТБО в порядке, установленном №135-ФЗ. Требования №135-ФЗ, не подлежат применению, поскольку в силу части 2 статьи 17.1 №135-ФЗ указанный порядок заключения договоров (без проведения аукциона) не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях. При таких обстоятельствах передача прав владения и (или) пользования спорным объектам, должна была осуществляться по концессионному соглашению, которое подлежало заключению по итогам проведения конкурса на право заключения данного соглашения. В отношении имущества, являющегося в силу статьи 4 Закона «О концессионных соглашениях» объектом данных соглашений, может быть заключено только концессионное соглашение; договор аренды заключен быть не может.
Суд поддержал позицию ФАС о том, что в результате заключения между Комитетом и ООО «Клевер» договора аренды муниципального имущества — Полигона ТБО без проведения конкурсных процедур ООО «Клевер» получило преимущественное положение по сравнению с иными хозсубъектами, а последние, в свою очередь, лишились возможности и законного права на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения. (Дело № А46-339/2018)